Мещанинов Пётр Николаевич
Мещани́нов Пётр Никола́евич (9.7.1944, Москва – 18.11.2006, там же), российский пианист, теоретик музыки, дирижёр. В 1968 г. окончил Московскую консерваторию (класс фортепиано Д. Д. Благого). В 1968–1991 гг. пианист Государственного симфонического оркестра СССР (с 1972 – ГАСО), исполнил сольную партию в «Прометее» А. Н. Скрябина (аудиозапись под управлением Е. Ф. Светланова, 1978). Один из основателей и активных участников Московской экспериментальной студии электронной музыки (1967 – конец 1970-х гг.). С 1960 г. работал с синтезатором АНС, в 1969 г. впервые реализовал электронную пьесу «Поток» А. Г. Шнитке.
В конце 1960-х гг. разработал оригинальную концепцию развития звуковысотных систем (назвал её «эволюционной элементарной теорией музыки»), в ней некоторые свойства чисел (т. н. рост числовых полей) спроецировал на эволюцию звуковысотной структуры европейской музыки от Античности до 20 в.
В 1976 г. дирижировал премьерой Концерта для фагота и низких струнных С. А. Губайдулиной, впоследствии дирижировал другими её сочинениями. С 1991 г. муж Губайдулиной; с того же года жил в Германии, сохраняя российское гражданство.
В связи с изучением чисел Фибоначчи в 1990-е гг. модифицировал свою теорию, включив в неё интерпретацию исторического развития музыкальной формы и ритма. Положения музыкально-математической теории Мещанинова нашли отражение в лекциях, прочитанных им в Москве (впервые в 1969) и в ряде городов Германии (в 1990-х гг.), в статьях и учебниках по гармонии Ю. Н. Холопова. Теория Мещанинова оказала существенное влияние на технику музыкальной композиции Губайдулиной. Научные труды Мещанинова хранятся в Московской консерватории (не опубликованы).