Хлебников Николай Иванович
Хле́бников Никола́й Ива́нович [5(17).10.1840, Ветлужский уезд Костромской губернии, ныне – Ветлужский район, Нижегородская область – 14(26).6.1880, Киев], российский историк, правовед, социолог, создатель оригинальной теории цивилизаций. Родился в бедной мещанской семье, ещё в детстве увлёкся русской историей. С 12 лет работал подвальным в винном откупе отца, попутно занимался самообразованием. В 16 лет был замечен и за полгода подготовлен к поступлению в 4-й класс гимназии выдающимся российским педагогом-просветителем В. Х. Хохряковым. В 1860 г. окончил с отличием Пензенскую гимназию, где его одноклассниками были будущие активные участники Ишутинского кружка Д. В. Каракозов, Д. А. Юрасов, М. Н. Загибалов. Учился на юридическом факультете Московского университета (1860–1865) у профессоров Б. Н. Чичерина и Ф. М. Дмитриева. Преподавал историю в могилёвской гимназии (1865–1869). Возглавлял кафедру государственного права в Варшавском университете (1869–1877). Экстраординарный профессор и заведующий кафедрой энциклопедии и философии права в Киевском университете, член Исторического общества Нестора-летописца (1877–1880). Магистерская диссертация «О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории» (1869, Московский университет), докторская диссертация по государственному праву «Общество и государство в домонгольский период русской истории» (1872, Киевский университет). Обе защиты состоялись по уже опубликованным трудам. Скончался после тяжелой болезни.
В монографиях по русской истории (Хлебников. 1869; Хлебников. 1872) ставил задачу выявления взаимодействия государства и общества, понимая под последним 2 фактора: «умственно-религиозное развитие» и «экономический строй». Особое внимание уделял влиянию экономических условий на государственную организацию. Обосновывал и развивал основные концепции «государственной школы» в российской историографии (Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв) – родового быта и закрепощения сословий государством. Главной причиной возникновения крепостного права в России считал «экономическую бедность» общества. Поместная система и крепостное право были способами материального обеспечения войска и административного аппарата складывающегося централизованного государства в условиях слаборазвитой денежной экономики. Для обоснования этого положения одним из первых российских историков предпринял количественные исследования по экономической истории. Так, им были рассчитаны размеры крестьянских поселений и земельных участков, стоимость продуктов питания и предметов крестьянского быта, бюджет и объём натуральных повинностей крестьянина, стоимость вооружения и продовольствия конного ратника, количество вотчинной и поместной земли с находившимся на ней крестьянским населением, размер доходов и расходов государственного бюджета и др. На широком сравнительно-историческом материале разработал и применил к русской истории общую схему возникновения раннего сословного государства в процессе разложения родового быта и развития отношений поземельной собственности. Ввёл понятие «искусственного рода» как переходной ступени между естественным родом и общиной.
Следующий этап творчества Хлебникова составили работы по проблемам общей теории государства и права, а также социологии. В противовес господствующим «реалистическим» (позитивистским и материалистическим) теориям современной ему социологии, а также социалистическим и формально-правовым (либеральным) учениям разработал с религиозно-идеалистических позиций оригинальную теорию цивилизаций (Хлебников. 1874; Хлебников. 1878; Хлебников. 1879). В христианском теизме подчёркивал идею творческой свободы человека, в котором видел прежде всего культуросозидающее существо, а не «социальное животное». Цивилизация, с его точки зрения, – это идеальный мир, свободно создаваемый человеком над реальным миром и его преобразующий. В основе цивилизации лежат определённым образом истолкованные «регулятивные» (в кантианском значении этого термина) религиозно-нравственные идеи, порождённые человеческим разумом, – идеи Бога, долга, добра, справедливости и права. Регулятивные идеи задают проблематику духовного поиска человека, не предопределяя его результатов. Разные цивилизации различаются своими ответами на эти извечные вопросы человеческого существования. «Каждая цивилизация есть стремление дать верное содержание регулятивам и… осуществить их в действительности, построить на них государственный и общественный порядок» (Хлебников. 1874 С. 61–62). Каждый народ создаёт свою особую цивилизацию, существование мировой цивилизации невозможно. Хлебников не отрицал взаимодействия цивилизаций, но утверждал, что их влияние друг на друга носит «возбуждающий, а не обусловливающий» характер. В каждом народе создателем и двигателем цивилизации является активное творческое меньшинство – интеллигенция.
Выделил 3 основных типа цивилизаций, различающиеся отношением к объективным духовно-нравственным основаниям цивилизации вообще и в силу этого характеризующиеся особой направленностью своей динамики: чувственный тип – регрессивный; религиозно-идеалистический – прогрессивный; утилитарно-реалистический – стагнирующий и медленно увядающий. Возможны цивилизации смешанного типа, а также смена типа цивилизации в истории одного народа. Хлебников критиковал теории не только линейного прогресса, но и циклического развития, заканчивающегося неизбежным распадом локальной цивилизации.
Независимо от Н. Я. Данилевского и на иных философско-теоретических основаниях Хлебников создал одну из первых в социогуманитарной науке теорию множественных цивилизаций. Позже в теории социальной и культурной динамики П. А. Сорокин предложил типологию культурных суперсистем, напоминающую в общих чертах типологию цивилизаций Хлебникова.