Казахстан. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Казахста́на. Объединила традиции казахов, русских (в том числе семиреченских казаков), украинцев, немцев, узбеков, татар, уйгуров, белорусов, корейцев, поляков, азербайджанцев, турок, башкир, дунган, курдов, таджиков, мордвы, молдаван, туркмен, евреев, греков и других народов.
Традиции и их изучение
Сольное вокальное и инструментальное исполнительство характерно как для устной профессиональной, так и для народной традиции казахов. Профессиональная устная культура представлена творчеством певцов, сказителей – акынов, жырау/жырши (создатели и исполнители эпоса жыр), анши (исполнители лирических песен ан), оленши (слагатели главным образом песенных текстов олен) и инструменталистов – кюйши. Сольный репертуар домбры и кобыза – классика казахского профессионального устного творчества. Среди крупнейших представителей устного профессионального музыкального искусства прошлых веков: создатель песен Абай Кунанбаев; акыны – Биржан Кожагулов, Суюнбай Аронулы, Мухит Мералиев, Акан Серэ, Турмагамбет Изтилеулы, Иса Байзаков, Муса Байжанов, Балуан Шолак; кюйши – Курмангазы Сагырбаев, Дина Нурпеисова, Байжигит, Даулеткерей, Таттимбет Казангапулы, Ыкылас Дукенулы, Казангап Тлепбергенов.
Ценный вклад в изучение традиционной музыки Казахстана внесли видные музыковеды-фолькористы 20 в. А. В. Затаевич и Б. Г. Ерзакович. С конца 20 в. традиции казахского устного творчества поддерживаются на государственном уровне. В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО включены: казахский домбровый кюй (2014), состязание акынов – айтыс (2015; совместно с Киргизией), а также (совместно с рядом других стран) синкретические традиции празднования Ноуруза (2016) и тюркское наследие, связанное с легендарным образом Коркыта (2018; см. в статье «Китаби деде Коркуд»).
Формирование профессиональной музыкальной культуры
На формирование профессиональной композиторской музыки в 20 в. значительное влияние оказали композиторы Е. Г. Брусиловский (способствовал становлению казахской оперы, балета и симфонии), В. В. Великанов, С. И. Шабельский, Д. Д. Мацуцин, дирижёры Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. М. Шаргородский, хоровые дирижёры И. В. Коцык, Ан. Викт. Преображенский, Б. В. Лебедев, Г. Е. Виноградова, А. В. Молодов.
В 1930 г. в Чимкенте (ныне Шымкент) открыта филармония (ныне Южно-Казахстанская областная филармония имени Шамши Калдаякова) – одна из первых в Казахстане. В 1934 г. состоялся 1-й республиканский слёт деятелей народного творчества. Тогда же на основе реконструированных народных инструментов в Алма-Ате был организован Государственный оркестр казахских народных инструментов (с 1944 имени Курмангазы, с 2012 Казахский национальный оркестр народных инструментов имени Курмангазы; создатель и первый руководитель – композитор А. К. Жубанов). В 1935 г. открыта филармония в Алма-Ате (с 1938 имени Жамбыла – Джамбула Джабаева; первый художественный руководитель – Жубанов). В её состав вошли казахский хор, оркестр народных инструментов, танцевальные коллективы, группа народных певцов. В Алма-Ате основан Уйгурский театр музыкальной комедии (1934). В 1937 г. в Казахстане начал работать Корейский театр музыкальной драмы (первоначально в Кзыл-Орде, ныне Кызылорда; с 1968 в Алма-Ате).
В 1934 г. в Алма-Ате открыт Казахский музыкальный театр. В его спектаклях впервые выступили певцы К. Байсеитова, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, М. Ержанов, режиссёр Ж. Шанин и др. В 1934 г. поставлена первая казахская опера «Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского по мотивам одноимённого эпоса (2-я редакция 1945), затем – его же оперы «Жалбыр» (1935; 2-я редакция 1937; 3-я – 1946) и «Ер-Таргын» (1937, 2-я редакция 1954). В 1937 г. музыкальный театр приобрёл статус театра оперы и балета. 1930–1940-е гг. – время становления казахской массовой песни и романса, камерно-инструментальной, симфонической и хоровой музыки. Возникли новые исполнительские коллективы при Радиокомитете: симфонический оркестр, ансамбль русских народных инструментов, хор советской массовой и народной песни. В 1939 г. учреждён Оргкомитет Союза композиторов Казахской ССР, 1-й съезд которого состоялся в 1948 г. Этапными в развитии казахской музыки стали опера «Абай» А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (поставлена в 1944) и Симфония № 3 Е. Г. Брусиловского («Золотая степь», 1944). В 1944 г. открыта консерватория в Алма-Ате (в 1963–1972 Институт искусств имени Курмангазы). В 1945 г. при Президиуме Казахского филиала АН СССР организован Сектор искусствоведения, положивший начало изучению истории казахского искусства, в том числе музыки.
Музыкальная культура Казахстана 2-й половины 1940-х – 1980-х гг.
В послевоенные годы композиторы Казахстана творчески переосмысливали элементы народного мелоса (в отличие от его цитирования в предшествующий период). Среди опер – «Амангельды» Е. Г. Брусиловского и М. Т. Тулебаева (поставлена в 1945; 2-я редакция – в 1961), «Биржан и Сара» Тулебаева (поставлена в 1946; 2-я редакция – в 1957), «Тулеген Тохтаров» А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (поставлена в 1947; 2-я редакция – в 1963), «Дударай» Брусиловского (1953), первая казахская комическая опера «Айсулу» С. М. Мухамеджанова (1964, 2-я редакция – 1972). Одновременно на сцене появились сочинения К. Х. Кужамьярова – первая уйгурская опера «Назугум» (1956) и первый уйгурский балет «Чин-Томур» (1969). В 1970–1980-х гг. созданы оперы «Жумбак кыз» («Загадочная девушка», 1971) и «Ахан-серэ-Актокты» (1980, поставлена в 1982) Мухамеджанова, «Голый король» А. В. Бычкова (1972, поставлена в 1979), «Алпамыс» (1973) и «Песнь о целине» (1980) Е. Рахмадиева, «Садыр-палван» Кужамьярова (1979), оперы Г. А. Жубановой «Енлик-Кебек» (1975), «Двадцать восемь» (1981) и «Курмангазы» (1987; совместно с Жубановым). В жанре рок-оперы-балета выступил А. Е. Серкебаев («Брат мой Маугли», 1982). Среди симфонических произведений – «Казахская симфония» В. В. Великанова (1947), симфонические поэмы К. А. Мусина, «Ризвангуль» Кужамьярова (1950, здесь претворён уйгурский фольклор), Симфонии № 4–7 Брусиловского (Симфония № 6 – «Курмангазы», 1965), симфонии «Жигер» («Энергия», 1971) и «Остров женщин» (1983) Жубановой, Симфонии № 2 (1970) и № 3 (1978) Бычкова, пять симфоний Кужамьярова (1971–1987). Ряд произведений Брусиловского, Мухамеджанова, М. Койшибаева написан для оркестра народных инструментов. Жанр инструментального концерта с оркестром развивали Кужамьяров (Концерт для скрипки), Рахмадиев (Концерт для трубы; оба 1982), Мухамеджанов (Концертино для голоса, 1980). Струнные квартеты созданы Брусиловским, ансамбли для скрипки с фортепиано – Великановым, Жубановой и др. Значительное развитие получили жанры кантаты и оратории. Популярностью пользовались хоровые произведения Б. Байкадамова, М. Т. Тулебаева, Г. А. Жубановой, Е. Рахмадиева, песни Н. Тлендиева и др. Созданы многочисленные хоровые обработки народных песен.
Русская тематика получила отражение в сочинениях А. В. Бычкова; связи с дунганской народной музыкой – в творчестве Б. Я. Баяхунова. В сочинениях К. Кужамьярова и С. Кибировой представлен пласт уйгурской профессиональной музыки в формах европейского многоголосия и современных композиторских техник. Значительные произведения созданы немецкими композиторами А. А. Меттусом, О. В. Гейльфусом. Фольклор греческой диаспоры претворён в фортепианных пьесах Н. Ф. Тифтикиди. Сближение национальных культур, взаимопроникновение интонационно-стилевых систем проявилось в творчестве Г. А. Жубановой (балеты «Хиросима», «Легенда о белой птице»; оба 1966), Гейльфуса (романсы и др.), Бычкова («Кюй-фантазия» для трубы с оркестром, 1970), Баяхунова (5-я симфония «Аура Востока», 2000; вокальный цикл «Из лирики китайских поэтесс», 1994).
Среди выдающихся казахских музыкантов этого периода: певцы Р. и М. Абдуллины, Л. Асланова, Б. Ашимова, Р. Багланова, А. Байкадамова, К. Байсеитова, К. Бейсалиев, Ш. Бейсекова, Р. Джаманова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, Р. Есимжанова, Р. Жубатурова, Е. Исаков, Х. Калиламбекова, Н. Каражигитов, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, С. Курмангалиева, М. Мусабаев, Ж. Омарова, В. Н. Орленин, Е. Серкебаев, Б. Тулегенова, Ш. Умбеталиев, А. Умбетбаев; домбристы К. Ахмедьяров, А. Ескалиев, К. Жантлеуов, Б. Карабалина, Р. Омаров, М. Хамзин; дирижёры Б. Врана, Г. Дугашев, И. А. Зак, Ш. Кажгалиев, Ф. Ш. Мансуров, Т. Османов, Р. Садыкова, Э.-О. И. Юнгвальд-Хилькевич; хормейстеры Г. Виноградова, Р. Галимзянова.
Развитию музыковедения в Казахстане способствовали труды П. В. Аравина, М. Ахметовой, Г. Бисеновой, Б. Гизатова, Л. И. Гончаровой, В. П. Дерновой, К. Жузбасова, Б. Каракулова, Н. Кетегеновой, К. Ф. Кириной, З. Коспакова, С. Кузембаевой, А. Мухамбетовой, К. Темирбековой.
Казахская музыкальная культура в конце 20 – начале 21 вв.
С обретением Казахстаном государственного суверенитета заметно обновилась музыкально-исполнительская практика, ведущее место заняли национальные пласты казахской культуры.
Современная музыка Казахстана сохраняет жанрово-стилевую структуру, сложившуюся во 2-й половине 20 в.: наряду с национальной монодийной традицией развиваются европейские жанры – опера (Б. Джуманиязов), мюзикл (Б. Дальденбаев), балет (С. Еркимбеков, Б. Дальденбаев, Т. Кажгалиев). Инструментальное наследие Казахстана обогатилось концертами и симфониями А. Е. Серкебаева, Т. Кажгалиева, С. Абдинурова, К. Дуйсикеева, С. Еркимбекова; хоровая музыка – произведениями Б. Дальденбаева, К. Шильдибаева. Тематизм казахских песен и кюев становится предметом экспериментов в области электроакустической и компьютерной музыки К. Шильдибаева, А. Раимкулова.
Казахстан – один из мировых центров изучения традиционной музыки тюркских народов. В 1973 г. в Алма-Ате состоялся крупный форум – 3-я Международная музыкальная трибуна ЮНЕСКО, посвящённая музыке народов Азии. В 2015 г. в Астане прошла 43-я Всемирная конференция Международного совета по традиционной музыке (ICTM).
Среди исследователей традиционной музыки Казахстана – С. Даукеева и С. Елеманова.
В 2013 г. открыт Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» – самый молодой музыкальный театр Казахстана (ему предшествовал Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой, основанный в 2000 и функционировавший до 2012). В Алма-Ате работают: Казахский национальный академический театр оперы и балета имени Абая; Республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии (с 1961 в Алма-Ате, с 2005 имени К. Кужамьярова), Республиканский государственный академический корейский театр музыкальной комедии (с 1968 в Алма-Ате). Музыкальные театры работают также в Семее (Государственный казахский музыкально-драматический театр имени Абая, 1934), Караганде (Академический театр музыкальной комедии, 1973), Кокшетау (Акмолинский казахский музыкально-драматический театр имени Ш. Кусаинова, 1996), Петропавловске (Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр имени С. Муканова, 2000). В составе Казахской государственной филармонии в Алма-Ате (основана в 1935) работают: Государственный академический симфонический оркестр (основан в 1958), Государственная хоровая капелла имени Б. Байкадамова (основана в 1935), Академический фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы» имени Н. Тлендиева (основан в 1982), Государственный квинтет деревянных духовых инструментов (основан в 1997) и другие коллективы. В Алма-Ате работают также: Казахский национальный оркестр народных инструментов имени Курмангазы (основан в 1934), Эстрадно-симфонический оркестр акима Алма-Аты (основан в 2000; его предшественник – Казахский эстрадно-симфонический оркестр телевидения и радио, работал в 1956–1997), Государственный оркестр классической музыки «Камерата Казахстана» (основан в 1997). В Государственную академическую филармонию имени Е. Рахмадиева в Астане (основана в 1997 на базе Акмолинской областной филармонии, 1946) входят: Казахский оркестр (1998), Симфонический оркестр (1999), Духовой оркестр (2001), Камерный хор (2004), Государственный струнный квартет имени Г. Жубановой (основан в 1988 в Алма-Ате, с 1998 в Астане), Фольклорный ансамбль «Сарыарка» (1998), этно-ансамбль «Коркыт» (2015) и др. Симфонические оркестры имеются в Караганде (основан в 1983, с 2019 имени Е. Рахмадиева), Кокшетау (основан в 1988), Усть-Каменогорске (Симфонический оркестр акима Восточно-Казахстанской области, основан в 2002), Павлодаре (основан в 2003). Оркестры казахских народных инструментов работают в Уральске (имени Дейлеткерея, основан в 2000), Караганде (основан в 1988, с 1990 имени Таттимбета), Кокшетау (имени К. Кумисбекова, основан в 1993), Усть-Каменогорске (имени Байжигита, основан в 2001), Кызылорде (имени Турмаганбета, основан в 2007), Павлодаре (имени Р. Омарова, основан в 2007), Костанае (основан в 2008), Таразе (основан в 2011). В Костанае работает Оркестр русских народных инструментов (основан в 1985).
В Алма-Ате функционирует Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. Музыкальные факультеты имеются в Казахском национальном университете искусств в Астане (основан в 1998 как Казахская национальная академия музыки, современное название с 2009).
Среди выдающихся казахских музыкантов конца 20 – начала 21 вв.: певец А. М. Днишев, пианистки Ж. Аубакиева и Г. Кадырбекова, скрипачка А. Мусаходжаева, дирижёр Р. Салаватов, хормейстер Б. Жаманбаев.
В республике проводятся многочисленные международные фестивали и конкурсы. Среди них: в Алма-Ате – конкурс пианистов (основан в 2000), фестивали – современной музыки «Наурыз-21» (с 2004), популярных исполнителей Star of Asia (с 2017); в Кызылорде – фестиваль традиционного музыкального искусства тюркоязычных стран «Коркыт и музыка Великой Степи» (с 2006); в Семее (до 2007 Семипалатинск) – фестиваль русского народного творчества «Прииртышские напевы» (в 2019 состоялся 15-й фестиваль); в Павлодаре – «Палитра джаза» (с 2017).