Альморавиды
Альморави́ды (исп. Almorávides, от араб. المرابطون – жители крепости-рибата), исламское религиозное течение и династическое государство, сложившееся на его основе, в Северной Африке середины 11 – середины 12 вв.
Становление течения: мурабиты
Зародилось на севере современной Мавритании, среди санхаджа – кочевой конфедерации западных берберов, откуда ещё одно название течения – ал-муталассима или ал-мулассамун (араб. «кутающиеся / укутанные» в лисам – санхаджийский головной убор, закрывавший лицо). Вожди (амгар) её крупнейших племён – лемтуна (лемта), гедала и мессуфа, принявшие ислам в 9 в., стремились связать свою родословную с арабами, возводя её к выходцам из Химьяритского царства.
В 1036 г. гедалийский вождь-амгар Яхья ибн Ибрахим (ум. в 1048) на обратном пути из хаджа посетил в Кайруане богослова-суннита Абу Имрана Мусу аль-Фаси (975/978 – 1039) – поборника строгого следования мазхабу маликитов – и просил его отправить одного из своих единомышленников для насаждения благочестия среди соплеменников. Абу Имран аль-Фаси отослал его к своему бывшему ученику из лемта, Уаггагу ибн Заллу аль-Ламти, который ранее создал в долине реки Сус (ныне юг Марокко) укреплённую обитель-рибат для проповеди маликитского мазхаба. Выбор Уаггага пал на Абдаллаха ибн Ясина, из гедала, который недавно также совершил паломничество в Мекку. Прибыв вместе с Яхьей ибн Ибрахимом к сородичам, он столкнулся с их сопротивлением и удалился в собственный рибат на острове по нижнему течению реки Сенегал. В числе сопровождавших его находились Яхья и Абу Бакр, сыновья лемтунийского амгара Умара.
Сочетая подвижнический образ жизни и военные упражнения, «мурабитун» выступали против «неправедных властей» и «незаконных (т. е. противных шариату) налогов», но вначале добились успеха только среди гедалийцев, которых объединили против лемтунийцев. Навязав последним своё верховенство, они получили широкую поддержку и остальных санхаджа и под предводительством сыновей Умара (военным) и Ибн Ясина (духовным) напали на оазисы Сиджильмасы и бассейн реки Драа, где жестоко преследовали «неверных» (североберберские племена бергвата, исповедовавшие монотеистическую религию, основанную на иудео-исламском синкретизме) и «отступников» (инакомыслящих среди самих мусульман).
Со смертью Яхьи ибн Умара в 1056 г. руководство перешло к его брату, который, после гибели Абдаллаха при завоевании в 1059 г. долины Суса, перенёс центр движения в горы Атласа и сначала утвердил своё местопребывание в Агмате (центр долины Суса), а в начале 1060-х гг. заложил собственную столицу – Марракеш. Однако смута между лемтуна и гедала вынудила его вернуться в Сахару и передать полномочия своему двоюродному брату, Юсуфу ибн Ташфину (1006/1009 – 1106), за которого он также выдал свою разведённую жену Зайнаб – дочь влиятельного берберского купца.
Основание династии: род Ташфина
По возвращении из пустыни Абу Бакр ибн Умар на торжественной встрече с Юсуфом ибн Ташфином между Агматом и Марракешем в 1062 г. отказался от руководства движением, а Юсуф, объявив себя «повелителем мусульман» (амир ал-муслимин), вручил ему ценные дары и до конца жизни (1087) обеспечивал его зерном, скотом и благовониями.
Он укрепил свои позиции удачными походами в Средний (Центральный) Магриб, где, воспользовавшись упадком Зиридов, действовал против Хаммадидов и способствовал переселению в свои владения (в частности, в окрестности новой столицы и других крупных городов) арабов-бедуинов конфедерации бану хилаль, которые продвигались на запад от берегов Средиземного моря.
В 1085 г. удельные княжества (тайфы) мусульманской Испании (аль-Андалус), во главе с арабским эмиром Севильи Мухаммадом аль-Мутамидом (1040–1095, эмир с 1069) из династии Аббадидов, перед лицом угрозы со стороны соседних Арагона, Леона и Кастилии, направили посольство к Юсуфу ибн Ташфину. Выставив условием предоставления помощи уступку ему стратегически важного Альхесираса, он в 1086 г. переправился через Гибралтарский пролив, оставил сильный гарнизон в Альхесирасе и двинулся в Эстремадуру, где разбил Альфонсо VI и его союзников на равнине Заллака. В 1087 г. смерть сына, оставленного править Дальним (Западным) Магрибом, заставила Юсуфа ибн Ташфина вернуться на родину, поручив продолжение действий своему племяннику Сиру ибн Аби Бакру, чья тактика вызвала недовольство Мухаммада аль-Мутамида, который сам отправился просить Юсуфа о передаче ему главнокомандования на полуострове. Тот, не дав определённого ответа, в 1088 г. высадился в Альхесирасе с сильным войском и призвал к джихаду все княжества-тайфы. Сыграв на их междоусобиях, он в третий раз удалился в свои североафриканские владения за подкреплением.
По возвращении в Испанию с 1090 г. Юсуф ибн Ташфин стал решительно действовать не только против христиан, но и против тайф: оставив осаду Толедо, он внезапно овладел Гранадой и Малагой, а затем Севильей, Кордовой, Альмерией и Рондой – их эмиры были либо казнены, либо (как севильский Мухаммад аль-Мутамид, гранадский Абдаллах ибн Ясин и малагский Тамим ибн Бологгин ибн Бадис) вывезены на правах почётных пленников в Агмат. Схожая судьба ожидала Бадахос и Валенсию, но не Сарагосу, владетель которой в 1092 г. признал верховенство Юсуфа. Постановление лояльных Альморавидам маликитских законоведов передало в его руки власть над всеми эмиратами Андалуса и Балеарских о-вов.
Расцвет и распад Альморавидского халифата
Юсуф ибн Ташфин, приостановив, таким образом, Реконкисту, в своём отношении к андалусским иудаизму и христианству руководствовался в целом шариатской концепцией «покровительства» (зимма) и лишь в 1105 г. попытался принудить иудеев г. Лусена к принятию ислама, но отказался от этого по совету подкупленного ими вазира. После его смерти в 1106 г. его потомки – Бану Ташфин («Сыны Ташфина») – также покровительствовали иудейскому сообществу. Личным врачом при сыне Юсуфа, Али (1083/1084 – 1143, халиф с 1106), служил Соломон ибн аль-Муаллим, прославившийся также как поэт, а начальником стражи при внуке Юсуфа, Ташфине ибн Али (конец 1100-х гг. – 1145, халиф с 1143), – Авраам бен Хия, астроном и глава (наси) всего испанского еврейства. Иудеям-откупщикам поручался сбор подушной подати не только с единоверцев, но и с христиан.
Однако ни Али ибн Юсуф и Ташфин ибн Али, ни их сыновья, Ибрахим (1131–1146, халиф с 1145) и Исхак (1120-е гг. – 1147, халиф с 1146), не сумели создать устойчивой системы управления, но, под влиянием испано-арабской культуры, отступили от аскетических устремлений начального периода и постепенно теряли своё могущество, подвергаясь обвинениям в роскошестве и изнеженности.
Вместе с тем сохранялось нетерпимое отношение к другим направлениям суннитского ислама, которые испытывали гонения со стороны воинствующих маликитов. Власть «повелителей мусульман» признавалась лишь номинально наместниками областей, включая членов династии и потомков основателей движения, которые самовластно управляли своими полунезависимыми владениями: так, Сир ибн Аби Бакр, назначенный эмиром Севильи, в 1114 г. передал свой пост сыну Яхье. «Сыны Ташфина» не смогли дать отпор Альмохадам, которые взяли их столицу Марракеш в 1147 г. Сторонники Альморавидов на Пиренейском п-ове сопротивлялись до 1150-х гг., а боковая ветвь – балеарские эмиры Бану Ганийя – до 1203 г.
Первоисточники по истории Альморавидов
К важнейшим повествовательным источникам, освещающим эпоху, относятся арабоязычные памятники теологического и хроникального содержания, создававшиеся в Андалусии и Магрибе во 2-й половине 11 – 1-й половине 12 вв. Наиболее содержательны догматический трактат кади Ияда ас-Сабти (1088–1149) «На подступах приготовление и на путях приближение к выдающихся мужей мазхаба Малика постижению» (Тартиб ал-мадарик ва-такриб ал-масалик ли-ма‘рифат а‘лам мазхаб Малик), мемуарно-дидактическое сочинение низложенного Ибн Ташфином эмира Абдаллаха ибн Бологгина (1056 – после 1090) – «Изъяснение происшествия, случившегося с державой сынов Зири в Гранаде» (ат-Тибйан ‘ан ал-хадиса ал-ка’ина би-даулат Бани Зири фи Гарната), и анонимный географический справочник середины 12 в. «Проницательное объяснение того, что в столицах рождает удивление» (ал-Истибсар фи ′аджа′иб ал-амсар). Один из немногих образцов придворного историописания эпохи – «Светочи, всякому видные, в сведениях о державе Альморавидов» (ал-Анвар ал-джалийа фи ахбар ад-даула ал-мурабитийа) гранадца Абу Бакра Яхьи ибн Мухаммада аль-Ансари (прозвание – Ибн ас-Сайрафи, ум. в 1174/1175), состоявшего писцом при Али ибн Юсуфе, сохранились только в виде обширных выдержек в сводах 14 в. – «Расшитые ткани с известий марракешских упоминанием» (ал-Хулал ал-маушийа фи зикр ал-ахбар ал-марракушийа) Мухаммада Ибн ас-Саммака и «Поразительном изложении об аль-Андалусе и Магрибе сообщений» (ал-Байан ал-мугриб фи ахбар ал-Андалус ва-л-Магриб) Ахмада ибн Изари.