Кьярваль
Кья́рваль (Kjarval; настоящее имя Йоуханнес Свейнссон, Jóhannes Sveinsson) (15.10.1885, Эфри-Эй, округ Медадланд, область Вестюр-Скафтафедль – 13.4.1972, Рейкьявик), исландский живописец и график.
Сын крестьян Свейдна Ингимундарсона и Каритас Торстейнсдоуттир. Семья была многодетной и жила в бедности, поэтому в возрасте четырёх лет Йоуханнеса отправили в Гейтавик (Боргар-фьорд, регион Восточный) к двоюродному дяде по материнской линии Йоуханнесу Йоунссону и его жене Гудбьёрг Гиссурардоуттир, с которыми будущий художник жил до 16 лет. Рано начал зарабатывать самостоятельно, в основном рыбной ловлей. В 1901 или 1902 г. переехал в Рейкьявик, где учился рисованию и живописи у Тоураринна Бенедихта Торлаухссона (в 1903–1905) и Аусгримюра Йоунссона (в 1910), которые принадлежали к числу первых профессиональных художников Исландии; брал уроки у скульптора Стефана Эйрикссона (1904–1906). Около 1905 г. поступил в среднюю школу Фленсборг в Хабнарфьордюре, где учился до 1907 г., но из-за работы пропустил выпускной экзамен.
Начало художественной карьеры
В 1908 г. Йоуханнес Свейнссон провёл свою первую персональную выставку в культурном центре Гутто в Рейкьявике, где заявил о себе как о перспективном художнике; среди представленных на выставке полотен – «Страна грёз» (1908, Художественный музей, Рейкьявик). Там художника заметили активисты Ассоциации молодёжи Рейкьявика, которые впоследствии не раз помогали с финансированием его творчества: в 1911 г. ассоциация учредила для него небольшой фонд, а исландский поэт и политик Ханнес Хафстейн выделил 1 тыс. крон из средств Национального казначейства. Благодаря этой помощи Йоуханнес смог провести в Сейдисфьордюре (регион Восточный) свою вторую выставку, которая также имела успех: удалось собрать ещё около 800 крон для поездки в Великобританию. Позднее молодой художник неоднократно пользовался финансовой поддержкой государства, частных лиц и компаний: в 1911–1923 гг. он 5 раз становился стипендиатом Национального фонда (1911, 1913, 1920, 1922, 1923), трижды – Исландского государства (1916–1918), единожды – альтинга (1919) и Алданской судоходной компании (1912). В 1922 г. друзья художника учредили общество Pictor с целью обеспечить его дальнейшее творчество и путешествия.
Лондонский период
Поздней зимой 1911 г., в возрасте 26 лет, Йоуханнес прибыл в Лондон; в это же время начал использовать псевдоним Кьярваль по имени древнеирландского короля, упомянутого в первой главе т. н. родовой саги «О людях из Лососьей долины». Пытался поступить в училище при Королевской академии художеств в Лондоне, но не справился со вступительными экзаменами. Оставшись в Лондоне, Кьярваль посещал музеи и выставки, рисовал; акварельный рисунок «Стерлинг в тумане» (1912, Художественный музей, Рейкьявик) создан под впечатлением от произведений У. Тёрнера в этой технике. Тогда же Кьярваль встретился с известным исландским скульптором Эйнаром Йоунссоном и познакомился с творчеством итальянских футуристов, о которых писал: «Эти люди мыслили цветами, линиями и тонами… <…> И они создавали картины и вещи, которые, по их мнению, принадлежат будущему. …Одним из них был и я» (цит. по: Guðnadóttir. 2012. P. 492).
Копенгагенский период
Весной 1912 г. Кьярваль отправился в Копенгаген, где учился живописи в Школе Технического общества (1912–1914). Его третья персональная выставка в Галерее Хольгера Ферлова Йёргенсена (1912, Копенгаген) в целом получила положительные отзывы. В 1914 г. художник ненадолго вернулся в Исландию и провёл четвёртую выставку собственного творчества в мастерской Аусгрима Йоунссона (здание бывшей школы для девочек Винаминни, Рейкьявик). Вероятно, на собранные средства снова отправился в Копенгаген и начал учёбу в Датской королевской академии художеств (1914–1917/1918). В то время как в академии преподавались принципы классического искусства, на практике датские живописцы находились под сильным влиянием модернистских течений: кубизма, футуризма и экспрессионизма, что отразилось и на творчестве Кьярваля в 1917–1920 гг.: «Лесной дворец» (1918, Национальная галерея, Рейкьявик; возможно, создана под влиянием картины Г. Климта «Еловый лес», 1901, Художественный музей, Цуг, Швейцария), «Исландские художники у древа познания», «Пятидесятница» (обе – 1919, частные собрания). «Пятидесятница», которая считалась утраченной до 2007 г., – свидетельство ранних экспериментов Кьярваля в формах кубизма и футуризма. На картине представлен городской пейзаж, словно увиденный сквозь хрустальный шар, искажающий пространство и форму предметов. Изображение разделено на мелкие сегменты насыщенных локальных цветов.
Кьярваль также обращался к религиозной теме и создал два алтарных образа с изображением Нагорной проповеди Христа (1914, церковь в Баккагерди, Боргар-фьорд, регион Восточный; повторение того же сюжета на фоне гор Аульфаборг и Дирфьёдль – 1916, церковь в Вопнафьордюре, все – регион Восточный, Исландия).
В 1915 г. художник женился на детской писательнице из Дании Тове Меррилд (1890–1958).
Завершив обучение в академии в 1917 или 1918 г., Кьярваль в 1919–1920 гг. путешествовал по Дании, Норвегии («Из Осло», акварель, 1919, Художественный музей, Рейкьявик) и Швеции. В начале 1920-х гг. направился в Италию, во время путешествия много рисовал пастелью, тушью и акварелью, сконцентрировавшись на набросках портретов попутчиков и архитектурных памятников («Пантеон», 1920, Художественный музей, Рейкьявик); вероятно, в это же время заинтересовался проблемами урбанистики.
1920-е гг. Возвращение в Исландию и формирование собственного стиля
В 1922 г. Кьярваль вернулся в Исландию; вскоре в его семье начались финансовые трудности. В 1922–1924 гг. художник публиковал статьи об изобразительном искусстве, урбанистике (статьи о городском планировании Рейкьявика в газете Morgunblaðið, 1923), обзоры художественных выставок, стихи; написал портреты первых четырёх генеральных директоров Национального банка в Рейкьявике. В 1924 г. банк поручил художнику важный государственный заказ (единственный за всю карьеру) – создание цикла из 7 монументальных композиций на тему рыболовного промысла для перестроенного после пожара здания главного управления. Самая большая из них изображает стоящих на причале тепло одетых работниц с серьёзными выражениями лиц. Женщины сгружают сушёную рыбу на берег, прижимая к себе рыбьи туши почти как своих детей. Два женских образа справа отличаются от остальных: их полупрозрачные головки с утончёнными чертами лица схематично прорисованы поверх зелёной стены склада на заднем плане; одна из женщин смотрит словно сквозь зрителя. Просвечивающие фигуры, написанные поверх пейзажного фона, впоследствии стали отличительной чертой живописи художника.
Алтарный образ «Освящение нации», созданный для Рипурской церкви в Скага-фьорде (1924; ныне место экспонирования – дом-музей Хальдоура Лакснесса, Мосфедльсбайр близ Рейкьявика) был отвергнут заказчиками из-за нарушения канона: на полотне старик Иоанн Креститель крестит юного Иисуса Христа, хотя, согласно Библии, разница в их возрасте составляла всего 6 месяцев. Кьярваль объяснял, что изобразил крещение не Христа, а пастуха, вероятно, имея в виду то, что овцеводством и фермерством занималось большинство исландцев (Björnsson. 1969. Bls. 4).
После разрыва с семьёй в 1924 г., когда Тове с детьми Осе (1916–2001) и Свейдном (1919–1981) вернулась в Данию (брак расторгнут в 1925 или 1926), художник целиком погрузился в работу. Серия портретов, известная как «Го́ловы Кьярваля» (1925–1927), принесла ему более широкую известность. В неё входят рисунки, запечатлевшие народные типажи, например «Бонд Бьёрн Йоуханссон» (исл. bóndi, буквально – крестьянин, фермер; 1927, Художественный музей, Рейкьявик). В 1928 г. исландский Совет по делам образования приобрёл около 50 таких рисунков для Национальной галереи Исландии, что позволило Кьярвалю в том же году отправиться во Францию. Там он возобновил свои эксперименты с кубизмом, футуризмом и поздним импрессионизмом. В Фонтенбло художник занимался пленэрной живописью, подражая французским импрессионистам («Французская лесная сцена», 1928, Художественный музей, Рейкьявик).
1930-е – середина 1940-х гг. Путешествия по Исландии
По возвращении в Исландию в 1929 г. Кьярваль отправился в путешествие по стране. Свой тур он начал с Полей Тинга – места зарождения исландской государственности. Поля Тинга стали важным источником вдохновения для многих произведений художника (например, «Поля Тинга», 1929; «Вид с Полей Тинга», 1930, 1957; все – Художественный музей, Рейкьявик), которые наравне с эстетической значимостью обрели и патриотический характер. Применив свой опыт работы на пленэре во Франции, Кьярваль стремился запечатлеть мистическую и величественную природу Исландии, отразить её непостоянство, когда из-за сильного ветра на открытых пространствах беспрестанно меняется погода, а с ней и освещение. Смена погодных условий побуждала работать быстрее и сосредоточеннее, чтобы не упустить момент и закончить работу за один сеанс, поймав нужное впечатление, поэтому он написал серии пейзажей, фиксируя этапы изменения световоздушной среды («Августовская ночь в Полях Тинга», «Июльская ночь в Полях Тинга», оба – 1935; «На Полях Тинга», 1939–1940, 1946, 1945, 1957 и др.; все – Художественный музей, Рейкьявик).
Творчество Кьярваля 1930-х – начала 1940-х гг. характеризуется поиском новых идей и мотивов, экспериментами с композицией, цветом и материалом. Художник совершенствовался в передаче природных оттенков, форм и фактур (земли, лавы, мха, растений). Некоторые картины этого периода вдохновлены мифологическими сюжетами, наполнены символикой скандинавского фольклора и размышлениями о сосуществовании потустороннего и реального, в них часто акцентированы фигуры на переднем плане («Вивильсфетль», 1930; «Чёрный ангел», около 1930; обе – частные собрания; «Скалы эльфов», 1935; «Мираж», 1940; обе – Художественный музей, Рейкьявик; и др.).
Во 2-й половине 1930-х гг. Кьярваль заинтересовался передачей сложных форм застывшей лавы и её сочетаний со мхом («Фюнглатува», 1937, Художественный музей, Рейкьявик). Показав, как бесчисленные оттенки мха разбавляют колористически монотонную лаву, Кьярваль наделил бесформенную каменную массу не только традиционным для Исландии мистическим, но и новым эстетическим смыслом. Картины 1936–1942 гг. в основном созданы в окрестностях Рейкьявика и Полей Тинга.
В 1940-х гг. одним из любимых мест художника была ферма в Каульвафедле на юге страны, где он провёл за работой в том числе и весь август 1945 г.; часть картин впоследствии осталась у местных жителей. Неподалёку, в Хвервисфльоут, он множество раз изобразил один из своих излюбленных сюжетов – гору Лоумагнупюр (1944, Художественный музей, Рейкьявик), которая олицетворяла для него могущественное природное божество (Guðmundsson. 1980. Bls. 8–9). Результаты путешествий по Исландии были представлены на выставке в Павильоне художников в 1945 г. (последняя коммерческая выставка Кьярваля); почти все картины сразу были распроданы.
2-я половина 1940-х – 1960-е гг. Пейзажи и «фантазии»
В 1946–1947 гг. Кьярваль создал свою самую большую картину «Критика» (213 × 402 см, холст, масло, Художественный музей, Рейкьявик). На полотне изображена сгорбленная фигура Творца, рядом с которой стоят безликие человеческие силуэты с плетьми и копьями. Символика произведения сложна и тесно связана с личными переживаниями художника; здесь можно увидеть и религиозные аллюзии, и отражение его экзистенциальных проблем: зависимости от меценатов и публики, жёсткой критики обществом за верность искусству. Трагическое звучание имеет и картина «Исландский колокол» (1952, Художественный музей, Рейкьявик), написанная под впечатлением от одноимённого романа Хальдоура Лакснесса. В этом произведении на фоне пейзажа запечатлён момент, когда по приказу королевского палача исландский крестьянин Йоун Хреггвидссон перерезает канат, на котором подвешен колокол – древний символ независимости исландского народа.
В ноябре 1950 г. в журнале Líf og list («Жизнь и творчество») была опубликована статья Кьярваля «Исландская палитра». В ней он призывал исландских художников к совместной работе по изучению и каталогизации оттенков исландской природы, чем сам Кьярваль занимался на протяжении почти всей жизни. Пытаясь изобразить такие природные исландские особенности, как заполярный свет и вулканический ландшафт, в этот период художник создавал почти сюрреалистические пейзажи («Домашние пастбища», 1948; «Эсья 10 февраля 1959», 1959, оба – Художественный музей, Рейкьявик; «Лава в Бессастадире», 1947–1954, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Помимо пейзажей, в своих работах 1940-х – 1950-х гг. Кьярваль всё чаще стал изображать мистических существ и призраков (нередко в виде выразительных полупрозрачных профилей, написанных параллельными мазками кисти), конструировать сложные таинственные пространства, заполняя картины массой деталей и символов («Расстройство ума», 1945; «Исландская мелодия», 1949–1959; «Фантазия из Восточного Боргарфьорда», 1952; «Первый снег», 1953; «Ари», 1957–1958, все – Художественный музей, Рейкьявик). С точки зрения содержания эти картины – «фантазии» – имеют много общего с символизмом начала 20 в. В них мистические «существа и символы объединяются, создавая загадочный мир, в котором отражена природа их создателя» (Йоуханнес Свейнссон Кьярваль. 2013. С. 12). «Фантазии» отражают убеждённость художника в том, что за пределами видимого мира существуют и иные измерения, где правят неземные существа (Йоуханнес Свейнссон Кьярваль. 2013. С. 12).
В 1960-е гг. Кьярваль продолжал писать полуабстрактные пейзажи, однако на смену прямым параллельным мазкам и линиям пришли клубящиеся и извивающиеся формы, подчёркнутые округлыми движениями кисти. Последняя картина Кьярваля «Блейкдалсау» (1966–1967, Художественный музей, Рейкьявик) отражает неизменно тонкое чувство цвета художника, хотя и отличается от его пейзажей 1950-х гг. более живой манерой. В январе 1969 г. художник оставил живопись. Последние годы жизни провёл в больнице.
Работы в сфере графики и литературное творчество
Помимо станковой и монументальной живописи, Кьярваль проявил себя в графике. Художник исследовал спектр возможностей мела, угля [эскиз, предположительно на сюжет «Гостеприимство Авраама» (Быт. 18), 1914, Художественный музей, Рейкьявик], туши («Цветочный лик», 1940), восковых карандашей, использовал телячью кровь, сажу, пигменты для шерсти и др. («Исландские журналы мод», 1925; «Объезды» и многие другие недатированные работы без названия – все в смешанной технике; Художественный музей, Рейкьявик). Также занимался книжной иллюстрацией (детская книга «Дети Ангела» Сигюрбьёрна Свейнссона, 1910; «Приключения» Сигюрьоуна Йоунссона, 1923; антология произведений поэта Эйнара Бенедиктссона, 1957). В 1950 г. совместно с Аусгейром Юлиюссоном он проиллюстрировал пьесу Хальдоура Лакснесcа «Снежно-прекрасное солнце Исландии» (ранее, в 1938, Хальдоур Лакснесс написал предисловие к брошюре с репродукциями картин Кьярваля).
Издавал художественный журнал Essensism (Рейкьявик, 1925), писал стихи о детстве и приёмной семье («Память», 1919), о природе («Осень в Восточном фьорде», 1938); рассказы.
Творческое наследие и признание
Наследие Кьярваля (насчитывает около 10 тыс. произведений) воспринимается в Исландии как национальное достояние (Listasafn Landsbankans ... 2020). Всенародное признание пришло к художнику уже в середине 1930-х гг. В 1935 г. в честь 50-летия Кьярваля в одной из гимназий Рейкьявика прошла большая ретроспектива его творчества, включившая более 400 работ. Выставка вызвала огромный интерес у исландцев, а художник стал национальным героем.
Кьярваль – один из учредителей Федерации исландских художников (1928) и первый представитель Исландии (наравне со скульптором Аусмюндюром Свейнссоном) на Венецианской биеннале (1960). Одно из отделений Художественного музея Рейкьявика c 1973 г. носит имя художника. В 2002 г. в Боргар-фьорде в память о нём были открыты Студия Кьярваля и выставочное пространство. Портрет Кьярваля, стилизованный фрагмент его картины «Снаружи и внутри» (1943, частное собрание) и картина «Тоска по полёту» (1935–1954, Национальная галерея, Рейкьявик) c 1995 г. украшают банкноту номиналом 2 тыс. исландских крон (последняя картина также воспроизведена на одной из исландских почтовых марок).
В 1958 г. Кьярваль награждён медалью Принца Евгения (Швеция).