Тоураринн Торлаухссон
То́ураринн Торла́ухссон, Тоураринн Бенедикт Торлаукссон (Þórarinn Benedikt Þorláksson) (14.2.1867, Ундирведль, область Эйстюр-Хунаватн, Северо-Западный регион – 10.7.1924, Рейкьявик), исландский живописец, работавший преимущественно в жанре пейзажа. Считается одним из пионеров исландской национальной живописи.
Родился в семье приходского священника, был предпоследним из 14 детей. В 1885–1887 гг. обучался переплётному делу в Рейкьявике, был подмастерьем в типографии газеты Ísafold, позже стал её директором.
Большое впечатление на Тоураринна Торлаухссона произвела выставка по случаю открытия в 1884 г. в Рейкьявике Национальной галереи Исландии, на которой экспонировались привезённые из Дании картины европейских мастеров. После командировки в Копенгаген весной 1889 г. и посещения датских художественных музеев Тоураринн решил стать живописцем. В 1890 г. брал уроки рисования у исландской художницы Тоуры Петюрсдоуттир. Осенью 1895 г. Тоураринн оставил должность директора типографии и отправился в Копенгаген, где поступил в Школу Технического общества (ныне NEXT Uddannelse København), а затем – в Датскую королевскую академию художеств. В академии обучался у живописцев Х. К. Грёнвольда и Й. Ф. Вермерена (1896–1899). В 1899–1902 гг. брал уроки у художника-романтика Х. Фосса. В декабре 1900 г. в Рейкьявике в доме «Глазго» на улице Вестюргата состоялась персональная выставка Тоураринна, ставшая первой экспозицией работ одного художника в Исландии. В 1902 г. окончательно вернулся на родину. В 1904–1916 гг. преподавал в ремесленной школе в Рейкьявике (ныне Технический колледж; ректор в 1916–1923). Оказал большое влияние на последующие поколения исландских художников, среди его учеников – Юлиана Свейнсдоуттир, одна из первых профессиональных исландских художниц. Один из основателей Ассоциации друзей искусства (1916).
Тоураринн Торлаухссон заложил основы исландской пейзажной живописи, изображая природу во всём её многообразии в русле национального романтизма. Палитра Тоураринна обусловлена особенностями исландской природы: «В такой стране как Исландия, где море, горы и небо составляют большую часть пейзажа, доминируют холодные цвета, в частности оттенки голубого. Эта голубизна связана не только с объективной реальностью, она становится абстрактной сущностью, пронизывающей всю окружающую среду» (Campanini. 2007. P. 104) («Летний вечер в Рейкьявике», «В Стихкисхоульме», обе – 1904; «Гекла», 1924; все – Национальная галерея Исландии, Рейкьявик). Главным мотивом творчества Тоураринна наряду с творчеством других исландских живописцев были Поля Тинга (Тингведлир) – историческое место собрания альтинга («Летняя ночь на Полях Тинга», 1900; «Поля Тинга», 1900; «Озеро на Полях тинга», 1909; все – Национальная галерея Исландии). Немногочисленные сюжетные композиции, будь то пастораль («Дочери на сенокосе», 1909) или историческая сцена («Фредерик VIII и Ханнес Хафстейн», 1908; изображение короля Дании и первого премьер-министра Исландии верхом на низкорослых лошадях исландской породы), также разворачиваются на фоне величественной северной природы. Живописец работал и в портретном жанре («Комитет национального флага», 1913–1924; «Автопортрет», 1924; все – Национальная галерея Исландии), создавал алтарные образы («Благословление детей», 1911, церковь в Тингейри; «Христос на пути в Эммаус», церковь Хваммскиркья, Нордюраурдаль).
Искусствовед Сельма Йоунсдоуттир прослеживала связь между творчеством художника и романтической исландской поэзией 19 в., в особенности лирикой Стейнгримура Торстейнссона, «где природа прославляется как совершенное для человека святилище, пробуждающее в нем сильные эмоции» (цит. по: Sveinbjörnsdóttir. 2000. Bls. 17). Куратор ретроспективной выставки художника О. Кваран отмечал, что на стиль Тоураринна Торлаухссона во многом повлиял «позднеромантический натурализм» Х. Фосса, но в отличие от него в творчестве Тоураринна «акцент делается на таинственности природы и её возвышении или идеализации» (Sveinbjörnsdóttir. 2000. Bls. 16), созвучных символизму («Закат у Пруда», 1905; «Хоулар в Хьяльтадале», 1910; обе – Национальная галерея Исландии).
По сравнению с современниками, например скульптором Эйнаром Йоунссоном, отвергавшим натуроподобие и следование классическому искусству, Тоураринн Торлаухссон был более консервативен, особенно в начале карьеры, на что повлияла его академическая выучка. Тем не менее в натуралистичных и статичных пейзажах ощутимо стремление художника передать изменчивость исландской погоды и освещения, в чём очевидно опосредованное влияние импрессионизма, воспринятого через датскую живопись. После 1910–1911 гг. в творчестве Тоураринна Торлаухссона стало заметным воздействие молодых художников, к примеру Аусгрима Йоунссона, Йоуна Стефаунссона, Кьярваля, в свою очередь находившихся под влиянием сезаннизма, фовизма и итальянского футуризма, что говорит о восприимчивости художника к новому искусству. Однако, как признаёт О. Кваран, хотя все эти мастера работали в 20 в., их искусство в стилевом отношении принадлежит 19 в., а исландская живопись достигла общеевропейского уровня лишь к 1940-м гг. (Sveinbjörnsdóttir. 2000. Bls. 17).
При жизни Тоураринн Торлаухссон не был широко известен как живописец. Он не оставил письменных свидетельств о себе, однако сохранились воспоминания его дочери Гюдрун (Þórarinsdóttir. 1982), позволяющие восстановить детали его биографии. Интерес к фигуре Тоураринна значительно возрос после ретроспективной выставки в Национальной галерее Исландии в 1967 г., приуроченной к столетию со дня рождения художника.
Был удостоен стипендии альтинга (1895), состоял в Комитете национального флага (1913–1915).