Ивановская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ива́новской о́бласти, важный сектор экономики субъекта Российской Федерации, представленный различными видами транспорта и обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
В Ивановской области получили развитие все виды транспорта, кроме морского: автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной), воздушный и трубопроводный.
Развитие транспорта региона определяется положением области между историческими торговыми путями из Москвы в Ярославль и Нижний Новгород и, как следствие, отсутствием крупных транзитных потоков грузов и пассажиров по автомобильным и железным дорогам. Для области характерна почти равномерная плотность сети автомобильных и железных дорог при сравнительно высоком уровне хозяйственной освоенности территории. По северо-восточной и восточной окраинам области протекает река Волга (Горьковское водохранилище). В г. Кинешма через Волгу сооружён Кинешемский мост (1984–2003; длина 1646 м). Выделяются несколько важных транспортных узлов: Иваново, Шуя, Кинешма, Тейково, Вичуга и Фурманов.
Основную часть внутрирегиональных перевозок грузов и пассажиров обеспечивает автомобильный транспорт.
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет 7190 км (2022; в 2015 – 7125 км, в 2010 – 4642 км, в 2005 – 3603 км), их средняя плотность – 336 км на 1 тыс. км2 [с 2005 увеличилась в 2 раза; в среднем в России – 65 км на 1 тыс. км2; в Центральном федеральном округе (ЦФО) – 384 км на 1 тыс. км2].
Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования – 61,6 % (2022; в среднем в России – 70,8 %, в ЦФО – 69,4 %), из них 62,5 % – с усовершенствованным твёрдым покрытием (в среднем в России – 62,2 %, в ЦФО – 74,7 %).
Сеть автомобильных дорог Ивановской области образуют автомобильная дорога федерального значения Р-132 «Золотое кольцо» (на северо-восточном участке связывает города Владимир и Кострому; по территории области проходит с юга на север через Лежнево, Иваново и Приволжск) и автомобильные дороги регионального значения: 24Р-093 (Иваново – Гаврилов-Ям – Шопша, федеральная автомобильная дорога М-8 «Холмогоры»), 24К-81 (Заволжск – Кострома; достроена до села Колшево), 24К-82 [Заволжск – Островское, автомобильная дорога федерального значения Р-243 (Кострома – Пермь)], 24К-090 (Иваново – Родники), 24К-108 (Кинешма – Юрьевец – Пучеж – Пурех), 24К-111 (Ковров – Шуя – Кинешма), 24К-155 (Кинешемский мост), 24К-260 (Ростов – Иваново – Нижний Новгород), 24Н-134 (Лежнево – Шуя), 24Н-195 (Писцово – Комсомольск), 24Н-288 (Гаврилов Посад – Тейково), 24Н-306 (Фурманов – Каминский – Федорково) и 24Н-319 (Шуя – Реньково).
Объём перевозимых автомобильным транспортом грузов 3,9 млн т (2022; в 2015 – 5,1 млн т, в 2005 – 13,1 млн т); грузооборот автомобильного транспорта 830 млн т‧км (896 млн т‧км и 453 млн т‧км соответственно).
Объём пассажиров, перевозимых автобусами общего пользования, 53,1 млн пассажиров (2022; в 2015 – 94,2 млн, в 2005 – 130,3 млн); пассажирооборот автобусного транспорта 576 млн пасс.-км (606 млн и 861 млн соответственно). Число автобусов общего пользования в Ивановской области составляет около 1,3 тыс. ед. (2022), в расчёте на 100 тыс. жителей – 127 ед. (10-е место среди субъектов РФ; в среднем в России – 94 ед., в ЦФО – 96 ед.; в 2005 – 48 ед.).
Протяжённость железных дорог общего пользования 345 км, их средняя плотность 161 км на 10 тыс. км2 (в среднем в России – 51 тыс. км2, в ЦФО – 261 км на 10 тыс. км2). Железнодорожная сеть области формировалась в течение почти 100 лет. Участок Новки (железная дорога Москва – Владимир – Нижний Новгород) – Шуя – Иваново введён в эксплуатацию в 1868 г. (т. н. Шуйско-Ивановская железная дорога), Иваново – Ермолино – Кинешма – в 1871 г., Александров – Бельково – Юрьев-Польский – в 1893 г., Ермолино – Середа (с 1941 – Фурманов) – в 1893 г., Иваново – Тейково и Середа – Нерехта – в 1898 г., Тейково – Юрьев-Польский – в 1899 г., Фурманов – Волгореченск – в 1969 г. Организационно железнодорожная сеть относится к Северной железной дороге (управление – в г. Ярославль). Все железные дороги области однопутные неэлектрифицированные, после 2024 г. планируется электрифицировать участки Иваново – Ермолино – Фурманов – Нерехта и Иваново – Шуя – Новки.
Объём перевозимых железнодорожным транспортом грузов 0,4 млн т (2022; в 2015 – 1,2 млн т, в 2005 – 1,3 млн т), объём перевозимых пассажиров 1683 тыс. пассажиров (1060 тыс. и 2833 тыс. соответственно). Иваново связано пригородным железнодорожным сообщением (курсируют дизель-поезда) с Кинешмой, Юрьевом-Польским, Ковровом и Ярославлем, скоростным железнодорожным сообщением (электропоезда «Ласточка»; на неэлектрифицированных участках движение обеспечивает тепловоз) – с Москвой (с 2018) и Нижним Новгородом (с 2023).
Длина русла Волги в Ивановской области составляет 180 км; от г. Плёс до Юрьевца она течёт с запада на восток, в Юрьевце поворачивает на юг. По Волге в пределах региона осуществляются главным образом транзитные перевозки грузов и пассажиров (преимущественно круизных). Крупный зерновой терминал действует в Кинешме. Особенно важную роль речной транспорт играет для населённых пунктов, расположенных на берегу реки в стороне от железных дорог, – городов Плёс, Юрьевец, Пучеж, села Решма и др. (связаны регулярными рейсами круизных и местных речных судов с Кинешмой, Городцом и другими городами бассейна Волги). Ряд населённых пунктов, находящихся на противоположных берегах Волги, соединяют паромные переправы.
В 7 км к юго-западу от центра Иванова расположен аэропорт федерального значения Иваново (Южный) (1939). Аэродромы с грунтовыми взлётно-посадочными полосами сооружены в Кинешме и Юрьевце (регулярные авиарейсы на середину 2024 отсутствуют).
По территории Ивановской области проходят участки магистрального нефтепровода Нижний Новгород – Ярославль (1963; впоследствии был продлён до Киришей) и магистральных газопроводов Саратов – Нижний Новгород – Ярославль – Череповец (1961; с ответвлением от Иванова на Кинешму, 1971), Починки – Грязовец (2012; представляет собой перемычку между двумя крупными газораспределительными станциями соответственно в Нижегородской и Вологодской областях) и Починки – Ярославль.