Южно-Африканская Республика. История. История Южно-Африканской Республики с начала европейской колонизации
Исто́рия Ю́жно-Африка́нской Респу́блики с нача́ла европе́йской колониза́ции, история Южно-Африканской Республики, государства в Южной Африке, с освоения европейскими колонистами и до периода современности.
Территория ЮАР до обретения независимости
Автохтонным населением ЮАР считаются кой-коин (готтентоты) и сан (бушмены). В 11 в. на территорию ЮАР мигрировали банту. В середине 17 в. началась колонизация европейцами южной части Африканского континента. В 1652 г. представители Нидерландской Ост-Индской компании создали недалеко от мыса Доброй Надежды укреплённый населённый пункт (Капстад) для пополнения продовольственных запасов и мелкого ремонта судов, основав первое европейское владение в Южной Африке – Капскую колонию. Постепенно расширяя границы колонии, голландские колонисты – буры (впоследствии стали называть себя африканерами) – истребляли или оттесняли в пустынные районы коренных жителей, захватывая их земли и скот.
Широкая колонизация Южной Африки, сопровождавшаяся массовой иммиграцией из Европы, развернулась в 1680-х гг. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. французские протестанты (гугеноты) приняли предложение Ост-Индской компании переселиться в Южную Африку. В 17–18 вв. на мыс Доброй Надежды прибывали мусульмане – потомки рабов, политических ссыльных и свободных переселенцев из Нидерландской Ост-Индии, за которыми впоследствии закрепилось обобщающее название «капские малайцы».
В 1795 г. Великобритания захватила южноафриканские земли у Нидерландов, в 1806 г. подчинила Капскую колонию. В ходе вооружённой борьбы с этнической группой коса («Кафрские войны» 1770–1870-х гг.) граница колонии продвинулась далеко на восток. Экспансия Великобритании стала причиной начавшегося переселения буров в свободные от английского влияния центральные и восточные районы Южной Африки. Буры заняли южную часть территории проживания зулу, основав на этих землях республику Натал. В 1843 г. она была аннексирована Великобританией, стремившейся лишить буров выхода к побережью Индийского океана, в 1844 г. включена в состав Капской колонии.
В 1850-х гг. буры, согнав с земли коренных жителей – коса, зулу, суто, тсвана и др., заняли обширные территории во внутренних районах страны и основали бурские республики, получившие официальное признание британского правительства: Оранжевое Свободное Государство (1854) и Южно-Африканскую Республику (Трансвааль; 1852). В 1877 г. Великобритания аннексировала Трансвааль, однако в дальнейшем республике удалось частично отвоевать независимость в ходе первой англо-бурской войны 1880–1881 гг.
В 1860 – середине 1880-х гг. на территории ЮАР были открыты крупнейшие в мире месторождения алмазов и золота; это открытие привело к бурному притоку капиталов, широкой иммиграции европейцев, росту горнодобывающей промышленности, торговли, строительству железных дорог. В горнорудном деле в 1880-х гг. возникли монополистические компании во главе с С. Родсом и другими магнатами, тесно связанными с финансовой олигархией Европы.
Для работы на сахарных плантациях Натала с 1860-х гг. вербовали индийцев; по окончании срока контракта тысячи индийцев оставались в Южной Африке. В 1890-х гг. британские власти предприняли попытку аннексировать бурские республики; по результатам англо-бурской войны 1899–1902 гг. Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство были захвачены Великобританией.
В 1910 г. четыре британские колонии в Южной Африке были объединены в самоуправляющийся доминион Южно-Африканский Союз (ЮАС). Сложилась система экономической эксплуатации и расовой дискриминации афро-азиатской части населения. В борьбе против созданной в ЮАС системы угнетения в 1912 г. был образован Южно-Африканский туземный национальный конгресс, переименованный в 1923 г. в Африканский национальный конгресс (АНК). В 1921 г. создана Коммунистическая партия Южной Африки, сыгравшая впоследствии важную роль в борьбе за отмену расовой дискриминации.
ЮАС принял участие в Первой мировой войне 1914–1918 гг. на стороне метрополии. После её окончания ЮАС получил мандат Лиги Наций на бывшую германскую колонию – Юго-Западную Африку (ныне Намибия), оккупированную в 1915 г. его войсками. В 1924 г. к власти пришла Национальная партия в союзе с лейбористами, премьер-министром стал Дж. Б. Герцог, проводивший расистскую внутреннюю политику. В ходе Второй мировой войны силы ЮАС также воевали на стороне Великобритании. В 1948 г. Национальная партия в союзе с Африканерской партией получила большинство мест в парламенте и начала осуществлять свою программу, провозглашавшую необходимость «раздельного развития» различных расовых групп. В последующие годы были приняты законы, определившие и закрепившие государственную систему, получившую название апартеида. В 1952 г. руководство Африканского национального конгресса приняло решение начать кампанию неповиновения расистским законам, получившую широкую поддержку в стране.
По закону «О развитии самоуправления банту» (1959) в 1960–1980-х гг. на базе резерватов (около 13 % территории страны) создавались т. н. хоумленды («национальные отечества», или бантустаны) для коса, зулу и других народов. Позднее в соответствии с законом «О гражданстве хоумлендов» африканцы в ЮАР были приписаны к одному из 10 бантустанов, каждый из которых был объявлен «национальным отечеством» того или иного африканского этноса.
ЮАР во 2-й половине 20 – начале 21 вв.
Под давлением африканских и азиатских стран – членов Содружества, выступавших против расистского режима в ЮАС, в 1961 г. южноафриканское правительство было вынуждено объявить о выходе страны из Содружества. Проведя референдум среди белого населения, правительство 31 мая 1961 г. провозгласило страну Южно-Африканской Республикой (ЮАР).
В декабре 1961 г. серией диверсионных взрывов о своём существовании заявила новая организация «Умконто ве сизве» («Копьё нации»), которая позднее стала официально рассматриваться как вооружённое крыло Африканского национального конгресса. Её командующим стал видный деятель конгресса Н. Мандела. В 1964 г. он вместе с другими обвиняемыми был приговорён к пожизненному тюремному заключению.
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. сложился союз ЮАР с диктаторским режимом Португалии и Федерацией Родезии и Ньясаленда, а после распада последней в 1963 г. – с расистским правительством Южной Родезии. Расистская политика имела своим следствием изоляцию ЮАР на международной арене. В то же время ООН не применяла к южноафриканскому правительству действенных санкций ввиду позиции заинтересованных кругов Запада, рассматривавших ЮАР как источник громадных прибылей.
С середины 1970-х гг. режим апартеида столкнулся с большими трудностями в своей внутренней и внешней политике. В результате распада португальской колониальной империи на смену португальским властям в Мозамбике и Анголе в 1975 г. пришли правительства, созданные революционными партиями. Правящие круги ЮАР поддержали антиправительственные силы в Анголе (Национальный фронт освобождения Анголы; Национальный союз за полную независимость Анголы) и Мозамбике (Мозамбикское национальное сопротивление), совершили вооружённую интервенцию на территорию Анголы. В 1980 г. освободительные силы добились независимости Зимбабве. В ЮАР массовое протестное движение, начавшись в 1972–1973 гг. с крупных забастовок в важнейших промышленных центрах страны, достигло апогея в ходе восстания в Соуэто (июнь 1976). Африканский национальный конгресс объявил 1981 г. годом активизации деятельности «Умконто ве сизве». За 1981 г. партизаны Африканского национального конгресса провели свыше 50 вооружённых акций. Их действия были направлены на стратегически важные объекты, в том числе на электростанции, питающие главные промышленные центры ЮАР, линии электропередачи, железнодорожные пути, полицейские участки. Зоной действия бойцов «Умконто ве сизве» стала практически вся страна. В 1985 г. было проведено уже 136 вооружённых акций, в 1987 г. – 248.
К середине 1980-х гг. властям ЮАР стала очевидна необходимость допустить до участия в управлении страной африканское население. Усилившаяся экономическая изоляция ЮАР, военное поражение под Квито-Кванавале (Ангола) от ангольских и кубинских войск, оснащённых советским оружием (осень 1987 – март 1988), поставили под сомнение несокрушимость военной мощи ЮАР. В 1983 г. был создан Объединённый демократический фронт, в который вошли 750 организаций (до 3 млн человек); в 1985 г. основан Конгресс южноафриканских профсоюзов, объединивший 33 профсоюза (около 500 тыс. человек).
В 1988 г. заключено трёхстороннее соглашение (между Анголой, Кубой и ЮАР) о выводе иностранных войск из Анголы и реализации плана ООН по предоставлению независимости Намибии. 2 февраля 1990 г. президент ЮАР Ф. де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность Африканского национального конгресса и ряда других организаций и о предстоящем освобождении Н. Манделы. Были начаты переговоры между белым правительством страны и представителями конгресса. В декабре 1991 г. в Йоханнесбурге открылся многопартийный форум («Конвент за демократическую Южную Африку»), в котором приняли участие 19 делегаций, представлявших большинство политических партий и организаций ЮАР. В феврале 1993 г. стороны договорились о создании Правительства национального единства и о формировании Переходного исполнительного совета.
17 ноября 1993 г. был утверждён проект временной конституции, 27 апреля 1994 г. проведены первые в истории ЮАР многорасовые выборы. 252 из 400 мест в парламенте получил Африканский национальный конгресс, на 2-м месте по популярности оказалась Национальная партия, находившаяся у власти свыше 40 лет. На первом заседании Национальной ассамблеи (9 мая) Н. Мандела был единогласно избран президентом страны.
Для улучшения положения в стране в качестве правительственной была принята программа реконструкции и развития, основными задачами которой стали решение жилищной проблемы и обеспечение африканского населения минимально необходимыми услугами – питьевой водой, электричеством и др. В 1999 г. президентом ЮАР стал Т. Мбеки. Он выдвинул в качестве национальной идеи доктрину «Африканского ренессанса», ставившую своей целью политическое и экономическое возрождение Африки путём проведения демократических реформ и достижения устойчивого экономического развития.
История ЮАР с 2010 г.
Внутренняя политика
На выборах президента Африканского национального конгресса (декабрь 2007) Т. Мбеки проиграл Дж. Зуме, который набрал свыше 60 % голосов. В 2009 г. последний был избран президентом ЮАР (переизбран в 2014). Стратегия экономического развития Южной Африки до 2030 г. была изложена в принятом в 2012 г. Национальном плане развития. В качестве основных целей в документе заявлены ликвидация бедности (повышение дохода домохозяйств, находящихся за чертой бедности, т. е. 39 % всех домохозяйств страны) и снижение уровня неравенства (сокращение коэффициента Джини с 0,69 до 0,60). Добиться этих улучшений планировалось за счёт повышения уровня занятости населения, улучшения подготовки кадров, развития инфраструктуры и обеспечения достойного уровня социальных услуг. В годы правления Зумы сохранялся высокий уровень безработицы и преступности, остро ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы. Регулярно проходили забастовки участников рабочего движения с требованиями повышения заработной платы и улучшения условий труда. В августе 2012 г., во время забастовки на платиновой шахте «Марикана», полиция открыла огонь по бастующим, погибли 34 человека, 78 человек получили ранения. В стране наблюдался рост ксенофобии, связанный с проблемой нелегальной миграции из других африканских стран. В конце 2015 – 2016 гг. ЮАР была охвачена студенческими волнениями, вызванными ростом платы за обучение. В то же время политика создания экономических преимуществ чернокожему населению породила коррупционную прослойку в основном «паразитического» бизнеса, связанного с функционерами Африканского национального конгресса (т. н. тендерократия).
Экономические проблемы, неудачное выступление АНК на прошедших в августе 2016 г. местных выборах послужили причиной недовольства правлением Дж. Зумы, обвинявшегося в авторитаризме и коррупции, призывов к импичменту президента, конфликта внутри правящей партии. В 2017 г. страна пережила один из самых острых политических кризисов после устранения режима апартеида. 16–20 декабря 2017 г. состоялась конференция АНК, на которой новым президентом партии был избран С. Рамафоса, занимавший пост заместителя Дж. Зумы в партии и в государстве.
14 февраля 2018 г. Дж. Зума ушёл в отставку. В соответствии с конституцией ЮАР С. Рамафоса сразу же стал исполняющим обязанности президента страны. Выборы нового президента должны были состояться в течение 30 дней, но уже на следующий день после отставки Зумы, 15 февраля, Национальная ассамблея «автоматически» (поскольку других кандидатур не было) избрала Рамафосу президентом страны. Программу своего правительства С. Рамафоса изложил в традиционном «Обращении к нации», сделав акцент на борьбе с безработицей, развитием бизнеса, проведением экспроприации земли на бескомпенсационной основе и привлечением к правосудию виновных в коррупции.
В 2018–2020 гг. социально-экономическая и политическая напряжённость в ЮАР нарастала. 8 мая 2019 г. в стране прошли парламентские и президентские выборы: партия АНК сохранила абсолютное большинство в парламенте, но потеряла часть мандатов в сравнении с итогами голосования 2014 г. (57,5 % в 2019 против 62 % в 2014, при явке избирателей 66 % против 73,5 % в 2014). С. Рамафоса был переизбран на пост президента страны.
Негативное влияние на южноафриканскую экономику и уровень жизни населения оказала пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. С марта 2020 г. власти ЮАР предприняли чрезвычайные меры, направленные на ограничение распространения пандемии, сдерживание рецессии и роста безработицы. 26 марта 2020 г. на территории ЮАР был объявлен первый локдаун, который продлился до 31 мая. Пандемия привела к потере нескольких миллионов рабочих мест, закрытию предприятий, особенно малого бизнеса. Процветающая в стране коррупция затронула и распределение средств на борьбу с COVID-19. Это привело к резкому ухудшению общественно-политической обстановки, вызвало среди населения волнения. В провинциях Мпумаланга, Лимпопо и Гаутенг участились бунты и погромы.
В июле 2021 г. в ряде провинций страны произошли новые беспорядки, одним из катализаторов которых послужил арест Дж. Зумы. В течение 10 дней погибли не менее 276 человек. По данным правительства ЮАР, общие потери экономики страны оцениваются в 50 млрд рандов (3,4 млрд долл.).
Сложная ситуация, возникшая в ЮАР, затеняет определённые успехи, достигнутые страной в годы правления АНК. Среди них – улучшение положения самых бедных слоёв населения благодаря масштабному жилищному строительству, развитие электрификации и водоснабжения, расширение системы социальных пособий. Инфляция в ЮАР, составлявшая 9,3 % в 2008 г., снизилась к 2017 г. до 4,5 %. В 2018 г. уровень инфляции составил в 4,4 %, в 2019 г. – 4,0 %. В то же время обозначилась тенденция падения роста экономики. Вместо намеченных по плану в среднем 5,4 % в 2016 г. прирост экономики составил всего лишь 0,4 %, в 2017 г. – 1,6 %. Самыми острыми социальными проблемами в ЮАР остаются коррумпированность в различных эшелонах власти, рост неравенства (коэффициент неравномерности распределения доходов в ЮАР ныне выше, чем до прихода АНК к власти); безработица (34,3 % в 2021). Ситуация с безработицей свидетельствует о пока безуспешных попытках руководства ЮАР решить проблему занятости, провести структурные реформы в сфере образования и профессиональной подготовки, в особенности молодёжи.
Внешняя политика
Среди приоритетов внешней политики ЮАР – поддержка инициатив в сфере развития стран Африки (в том числе в рамках САДК), развитие сотрудничества по линии «Юг – Юг», активное участие в мировых многосторонних форумах. В декабре 2010 г. ЮАР стала пятым членом группы БРИКС, объединившей экономически быстроразвивающиеся страны, обладающие лидерскими позициями в своих регионах. Значительно уступая другим членам БРИКС в объёме ВВП, страна тем не менее имеет высокий политический авторитет на континенте, а также обладает необходимой инфраструктурой, чтобы выступить в роли «ворот в Африку» при продвижении товаров и инвестиций в страны региона. ЮАР разделяет основные ценности и устремления стран БРИКС, включая реформу институтов глобального управления. Для выхода из кризиса руководство ЮАР возлагает большие надежды на приток инвестиций для индустриализации и инфраструктуризации экономики, в первую очередь на поддержку и инвестиции Китая, который стал главным экономическим партнёром ЮАР (годовой товарооборот в 2020 составил 40 млрд долл.).
Российско-южноафриканские отношения
Дипломатические отношения между ЮАР и РФ установлены в 1992 г. В 2013 г. во время рабочего визита В. В. Путина в ЮАР, приуроченного к саммиту БРИКС в Дурбане (ЮАР), была подписана совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнёрства. В 2018 г. на полях cаммита БРИКС в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась встреча В. В. Путина с президентом С. Рамафосой, было принято совместное заявление о стратегическом партнёрстве России и ЮАР, актуализирующее положения совместной декларации 2013 г. По результатам встречи лидеров России и ЮАР в 2019 г. на саммите Группы двадцати в Осаке (Япония) был подтверждён обоюдный настрой на дальнейшее развитие стратегического партнёрства и укрепление взаимодействия двух стран.
В 2019 г. С. Рамафоса принял участие в саммите «Россия – Африка», в ходе саммита состоялась его встреча с В. В. Путиным. После начала Специальной военной операции России на Украине в 2022 г. правительство ЮАР занимает нейтральную позицию. ЮАР воздерживалась при голосовании по резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН «Агрессия против Украины» (2 марта 2022) и «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» (24 марта 2022), требовавшим от России вывести её войска с территории Украины и немедленно прекратить военные действия. С. Рамафоса принял участие в работе 2-го саммита «Россия – Африка» в июле 2023 г.