Юмо
Ю́мо (луговомар. Юмо; горномар. Йымы, Юла – Бог, божество), 1) верховное божество марийской мифологии, божество-демиург, выполняющий покровительствующие функции, бог-правитель. Варианты употребления термина: Кугу Юмо, Ош Кугу Юмо, Ош Поро Кугу Юмо (луговомар. – великий бог, светлый великий бог, светлый добрый великий бог). Божество Юмо олицетворяет небо и светлые силы. За Юмо в мифологической традиции не закрепилось конкретного устоявшегося образа, обычно его описывают как абстрактное божество или старца: «В марийской традиции Юмо выступает в виде седого старичка с белой бородой, живущего на небе. Существуют рассказы, в которых Юмо встречается в виде странника или нищего» (Тойдыбекова. 2007. С. 283).
Юмо фигурирует в нескольких мифах и мифологических сказках. Согласно одному из мифов, Юмо участвовал в создании Вселенной наряду с божеством-трикстером Кереметом, или Йыном. Оба бога появились из яйца (яиц) священной утки в центре мирового океана. Из поднятой со дна воды почвы Юмо сотворил равнинный ландшафт, в то время как Керемет – горы и овраги (Калиев. 2003. С. 17–18). Существуют также различные варианты мифа о создании богом Юмо людей, которые были в дальнейшем «испорчены» трикстером, наславшим на них болезни. Согласно тексту мифа, Юмо создал человека и отправился за его душой, оставив собаку охранять своё творение. Когда Йын захотел посмотреть, что создал Юмо, собака не подпустила его. Тогда Йын напустил на землю холод. Собака согласилась в обмен на тёплую шубу (шкуру) подпустить его к человеку, которого трикстер оплевал. Юмо был вынужден вывернуть человека наизнанку, и с этого момента все болезни людей находятся внутри (Калиев. 2003. С. 27).
Юмо фигурирует в этиологическом мифе о сокращении человеческой жизни. Согласно мифу, раньше люди жили несколько сотен лет, пока Юмо и чёрт Великий Тюча не поспорили, сможет ли чёрт выкорчевать лес. Тюча справился, и, по условиям сделки, он мог сделать с людьми всё, что хотел. Тогда черти по его приказу стали убивать молодых, а старики жили до 250 лет. Страдая от болезней, попросили они Юмо укоротить им срок жизни. Бог сжалился над людьми, и теперь человек может дожить только до 100 лет (Марийский фольклор. 1991. С. 39).
В мифе о распределении религий рассказывается, что к Юмо за верой пришли представители разных народов (русский, татарин, мариец, иногда – удмурт). Русский и татарин привели к богу свои семьи, и Юмо дал им веру – христианскую и мусульманскую. Удмурт и мариец спрятали свои семьи, постеснялись вести их к божеству. Тогда Юмо рассердился, превратил детей удмурта и марийца в обугленные пни. Теперь эти народы вынуждены поклоняться пням, принося им жертвы. Этот сюжет объясняет сохранение у удмуртов и марийцев языческих религий (Марийский фольклор. 1991. С. 69–71).
Одним из самых распространённых сюжетов в марийской культуре является мифологическая сказка о дочери бога – Юмын ÿдыр. Согласно её тексту, единственная дочь бога часто спускалась на землю пасти скот. Там она познакомилась с марийским парнем. В то же время на Юмын ÿдыр обратил внимание бог Керемет. Чтобы избежать брака с Кереметом, дочь бога сбежала вместе с марийцем. Несколько лет Юмо считал её мёртвой, пока они с мужем не явились к богу просить прощения. Бог Юмо принял человека как своего сына. Однако Керемет разозлился на молодых и убил марийского юношу. Юмо в наказание сбросил Керемета с неба, и теперь тот является злым демоном на земле (Марийский фольклор. 1991. С. 73–83).
В различных вариантах мифа о потопе рассказывается, как Юмо устраивает всемирный потоп, чаще всего, случайно опрокинув бочку с водой (Марийский фольклор. 1991. С. 43–46). В этом мифе, а также в мифе о свержении бога-трикстера с небес прослеживается влияние христианства.
Мифы о Юмо бытуют повсеместно в местах проживания марийцев, распространены среди всех групп марийского населения. Сведения о боге и связанные с ним сюжеты известны в научной литературе с 18 в. Данные о божестве приводят И. И. Георги («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», 1776–1777), Г. Я. Яковлев («Религиозные обряды черемис», 1887), И. Н. Смирнов («Черемисы : историко-этнографический очерк», 1889), С. К. Кузнецов («Остатки язычества у черемис», 1885). В 20 – начале 21 вв. сбор и публикацию текстов о божестве Юмо продолжили В. А. Акцорин («Марийский фольклор : мифы, легенды, предания», 1991), Л. С. Тойдыбекова («Марийская языческая вера и этническое самосознание народа», 1997), Ю. А. Калиев («Мифологическое сознание мари : феноменология традиционного мировосприятия», 2003). В настоящее время сюжеты о Юмо, как правило, бытуют в виде мифологических сказок, также их изучают в рамках школьной программы. Образ Юмо представлен в произведении «Югорно» (2002) А. Я. Спиридонова, в котором автор скомпилировал мифы о творении, появлении человека и марийских богатырях, создал художественный вариант марийского эпоса.
Юмо является объектом поклонения приверженцев традиционной марийской религии. Чаще всего ему молятся в священных рощах (кӱсото) по определённым праздникам: Кугече (марийская Пасха), Агавайрем, Семык. Существует практика как коллективных, деревенских молений, так и семейных. В некоторых местностях существует практика домашних молений. Как правило, моление проводит марийский жрец – карт. Периодичность и даты поклонения Юмо варьируются в зависимости от этнических групп, регионов и деревень. Обычно Юмо просят о здоровье, хорошем урожае, счастье и т. д.
Аналогичными персонажами в мифологиях других финно-угорских народов являются удмуртское божество Инмар, божество мифологии коми Ен и др.
2) Категория божеств в марийской мифологии, составная часть имени различных божеств. Например, Тул-Юмо (луговомар. – Бог Огня), Тӱня-Юмо (луговомар. – Бог Вселенной) и др. Понятие «юмо» встречается также в названии синкретических культов, возникших под влиянием христианства: Илья-Юмо (Пророк Илья), Микола-Юмо (Николай Угодник) и др.
В исследовательских трудах встречаются расхождения в определении этого понятия. И. И. Георги считал, что «юмо» – это название божеств в целом, а, например, Кугу Юмо – это «высочайший» бог (Георги. 1799. С. 31). И. Н. Смирнов характеризовал «юмо» как группу богов, при этом, по его мнению, изначально Юмо был конкретным божеством, а затем стал восприниматься как абстрактное понятие, опознающее любых божеств (Смирнов. 1889. С. 144–146). Г. Е. Шкалина понимает под «юмо» абстрактную сакральную категорию: «Ош Поро Кугу Юмо у народа мари – это устремлённость Добра к абсолютному добру» (Шкалина. 2009. С. 81).