Исэкай
Исэка́й (исекай; 異世界, буквально – другой мир), жанр японской литературы, а также комиксов, кинематографа, мультипликации и видеоигр, часто представляющих собой адаптации любительских интернет-романов. Определяющий критерий отнесения к исэкаю – сюжет: главный герой попадает в необычный мир посредством магического перемещения, реинкарнации или вселения в чужое тело. Традиционно протагонистом исэкая выступает житель современной Японии, часто школьник или молодой мужчина. При этом он отаку, поклонник аниме и видеоигр, и хикикомори – неработающий или неучащийся человек, мало общающийся с другими людьми. Большинство произведений в жанре исэкай ориентированы на мужскую подростковую и молодёжную аудиторию, т. е. относятся к категориям сёнэн и сэйнэн. Произведения, которые можно определить как исэкаи, создавались с 1979 г. Первым из них был роман «Герой, храбрец другого мира» (япон. 異世界の勇士) Такатихо Харуки. Термин для описания жанра появился позже, рост популярности феномена пришёлся на 2010-е гг.
Действие произведений жанра исэкай чаще всего разворачивается в фэнтезийном сеттинге. В работах последних десятилетий в основном используется эстетика не классического фэнтези, но фэнтезийных ролевых настольных и видеоигр. Стандартные правила мира, включающие в себя наличие магии, средневековые технологии и сосуществование нескольких рас, дополняются игровыми условностями – системами прокачки и обучения через очки и уровни, системой квестов и наград и т. п. В результате мир, сближающийся с виртуальным пространством, становится более привычным и для протагониста, и для читателя, зрителя или игрока.
Мир, в который попадает протагонист, выступает антиподом общества, где он жил. Посредством этого герой получает возможность начать лучшую жизнь. Это выражается в том, что знания главного героя, изначально представленные как малоприменимые, становятся залогом успеха при разрешении сюжетных конфликтов наряду с личными качествами персонажа. Поэтому в фантастическом мире герой способен занять более высокое социальное положение и достичь большего, чем у себя дома.
Появление современных исэкаев связано с запущенной в 2004 г. японской онлайн-платформой для публикации любительских текстов – интернет-романов, поэзии и эссе – «Сёсэцука ни Наро» (япон. 小説家になろう – «Станьте писателем/романистом», сокращённо «Наро»). На сайте функционируют алгоритмы продвижения текстов и система рейтинга. Истории о попадании в другой мир в силу их многочисленности выделены в отдельный рейтинг. Среди опубликованных к сентябрю 2021 г. 900 тыс. работ находятся первоисточники ряда популярных исэкаев. На основе некоторых интернет-романов создаются ранобэ, манга и аниме. Например, «Да благословят боги сей расчудесный мир!» (この素晴らしい世界に祝福を!, интернет-роман – 2012, ранобэ – 2013, манга – 2014, автор Акацуки Нацумэ; аниме-сериал – 2016, режиссёр Канасаки Такаоми), «Да, я паук, и что с того?» (蜘蛛ですが、なにか, интернет-роман – 2015, ранобэ – 2015, манга – 2015, автор Баба Окина; аниме-сериал – 2021, режиссёр Итагаки Син), «Посредственность из школы магов» (魔法科高校の劣等生, интернет-роман – 2008, ранобэ – 2011, манга – 2013, автор Сато Цутому; аниме-сериал – 2014, режиссёры Оно Манабу, Ёсида Рисако), «Хроники горизонта» (ログ・ホライズン, интернет-роман – 2010, ранобэ – 2011, манга – 2012, автор Тоно Мамарэ; аниме-сериал – 2013, режиссёр Исихира Синдзи) и «Re:Zero – жизнь с нуля в другом мире» (Re:ゼロから始める異世界生活, интернет-роман – 2012, ранобэ – 2014, манга – 2014, автор Нагацуки Таппэй; аниме-сериал – 2016, режиссёр Ватанабэ Масахару).
Изначально «Наро» была популярна как площадка для литературного фанатского творчества. Особенно большое количество текстов было написано на основе ранобэ «Подручный Луизы-Нулизы» («ゼロの使い魔», ранобэ – 2004, автор Ямагути Нобору; аниме-сериал – 2006, режиссёр Ивасаки Ёсиаки), главная героиня которого призывает японского подростка в фэнтези-мир. В фанфиках данного ранобэ тем же образом героиня встречалась с персонажами из других франшиз и уникальными героями, в том числе с теми, которые служили воплощением самих авторов.
В 2012 г. на ресурсе было запрещено использовать чужую интеллектуальную собственность, после чего там появилось много формально самостоятельных произведений, которые опирались на стандартные для фанатского творчества сюжетные приёмы. Постепенно выделился жанр интернет-романов, названный по имени платформы наро-кэй и предполагающий набор клише – мир, похожий на ролевую видеоигру; сверхсильный протагонист мужского пола, который с лёгкостью преодолевает препятствия; множество женских персонажей, влюбляющихся в главного героя. Разница между наро-кэем и исэкаем в том, что последний включает в себя не только интернет-романы, а также допускает бо́льшую свободу в построении сюжета: при этом многие литературные произведения в жанре исэкай, часто выступающие первоисточником для манга- и аниме-адаптаций, также подходят под определения наро-кэя. К тому же в обоих случаях авторы намеренно обращаются к ожиданиям зрителя и создают сюжет на основе заранее известных элементов.
Описанные особенности относятся к «классическому» исэкаю, т. е. представляют собой клише, определяющие жанр в базовой форме. За несколько десятилетий своего существования он эволюционировал, особенно в 2010-е гг., в связи с чем отдельные произведения сильно различаются между собой. Поэтому корректнее считать данные свойства опорными точками жанра, а не исчерпывающим описанием всех произведений. На этом основании можно выделить три поколения исэкаев.
Первое поколение исэкаев охватывает период с 1979 до 2012 гг. К нему относятся как относительно современные работы 21 в., уже содержащие клише жанра, но вышедшие до пика его популярности в начале 2010-х гг., так и произведения 1980–1990-х гг., которые можно назвать первыми исэкаями. Например, аниме-сериал «Дунбин: Воины ауры» (聖戦士ダンバイン, 1983, режиссёр Томино Ёсиюки), мультипликационный фильм «Леда: Фантастические приключения Ёко» (幻夢戦記レダ, 1985, режиссёр Юяма Кунихико), серии «Видение Эскафлона» (天空のエスカフローネ, манга – 1994, автор Кавамори Сёдзи; аниме-сериал – 1996, режиссёр Аканэ Кадзуки) и «Инуяся» (犬夜叉, манга – 1996, автор Такахаси Румико; аниме-сериал – 2000, режиссёры Икэда Масаси, Аоки Ясунао) тоже основаны на попадании протагониста в другой мир.
Второе поколение исэкаев связано с ростом популярности жанра в 2012–2015 гг. Произведения данного периода окончательно закрепляют традиционную структуру сюжета, и успех некоторых из них можно назвать причиной усиленного интереса ко всему жанру. В частности, подъём исэкаев связывают с транслировавшимся в 2012 г. аниме-сериалом «Мастера меча онлайн» (ソードアート・オンライン, режиссёр Ито Томохико), чей первоисточник – интернет-роман Кавахары Рэки – начал выходить в 2002 г. По сюжету игроки в MMORPG с полным погружением оказываются заперты в виртуальной реальности, смерть в ней или принудительный выход из неё приведут к гибели в настоящем мире. Хотя «Мастера меча онлайн» в некоторых моментах отличается от исэкая (в частности, телесно герои фактически остаются в мире, где и жили, и лишь контролируют игрового аватара), после выхода сериала повысился спрос на похожие произведения, что привело к выходу большого числа интернет-романов и печатных книг о попадании в другой мир, а также их адаптаций. К этой же группе относятся серии «Хроники горизонта», «Реинкарнация безработного» [無職転生 〜異世界行ったら本気だす〜, в первую очередь интернет-романы (2012), ранобэ (2014) и манга-адаптация (2014, автор Рифудзин-на Магонотэ), т. к. аниме-адаптация вышла только в 2021 г., (режиссёр Окамото Манабу)], «Врата» (ゲート 自衛隊 彼の地にて、斯く戦えり, роман – 2006, ранобэ – 2010, манга – 2011, автор Янаи Такуми; аниме – 2015, режиссёр Кёгоку Такахико), «Восхождение героя щита» (盾の勇者の成り上がり, интернет-роман – 2012, ранобэ – 2013, манга – 2014, автор Анэко Юсаги; аниме-сериал – 2019, режиссёр Або Такао) и др.
К третьему поколению относятся произведения, вышедшие с 2015 г. и намеренно обращающиеся к клише, чтобы их обыграть. Стремление к деконструкции жанра можно объяснить усилившейся конкуренцией, особенно среди интернет-романов. Некоторые авторы меняют сеттинг [к примеру, «Военная хроника маленькой девочки: Сага о злой Тане» (幼女戦記, интернет-роман – 2012, ранобэ – 2013, манга – 2016, автор Карло Дзэн; аниме-сериал – 2017, режиссёр Уэмура Ютака; анимационный фильм – 2019, режиссёр Уэмура Ютака), в которой вместо средневекового фэнтези – магический аналог Первой мировой войны], способности и снаряжение протагониста [вместо сильного артефакта – смартфон в «В другом мире со смартфоном» (異世界はスマートフォンとともに, интернет-роман – 2013, ранобэ – 2015, манга – 2016, автор Фуюхара Патора; аниме-сериал – 2017, режиссёр Янасэ Юдзи)], характер и развитие основного конфликта [герой борется не с явным антагонистом, а с отсутствием привычных технологий, как во «Власти книжного червя» (本好きの下剋上 ~司書になるためには手段を選んでいられません~, интернет-роман – 2013, ранобэ – 2015, манга – 2015, автор Кадзуки Мия; аниме-сериал – 2019, режиссёр Хонго Мицуру)]. Часть романов, комиксов и мультсериалов становится пародиями и отменяет или доводит до абсурда одну или несколько жанровых конвенций.
Так, штамп об избранном герое обыгрывается несколькими способами. Во-первых, герой может занять невыгодное в общественной иерархии место, став малозначимым человеком – «Да благословят боги сей расчудесный мир!» – или злодеем, обречённым на поражение, – «Моя реинкарнация в отомэ-игре в качестве главной злодейки» (乙女ゲームの破滅フラグしかない悪役令嬢に転生してしまった…, интернет-роман – 2014, ранобэ – 2015, манга – 2017, автор Ямагути Сатору; аниме-сериал – 2020, режиссёр Иноуэ Кэисукэ). Во-вторых, протагонист может стать не человеком, а магическим существом или животным, например во франшизах «О моём перерождении в слизь» («転生したらスライムだった件», интернет-роман – 2013, ранобэ – 2014, манга – 2015, автор Фусэ; аниме-сериал – 2018, режиссёры Кикути Ясухито, Накаяма Ацуси) и «Да, я паук, и что с того?». В-третьих, автор может перевернуть сюжет и перенести выдающуюся личность в современную Японию – «Сатана на подработке!» (はたらく魔王さま!, ранобэ – 2012, манга – 2012 и 2019, автор Вагахара Сатоси, аниме-сериал – 2013, режиссёр Хосода Наото).
Временны́е границы поколений среди интернет-романов, манги и аниме могут быть проведены по-разному. Последние привлекают больше внимания и могут повлиять на значительное число других работ, однако сравнительно немногочисленны и выходят на несколько лет позже, ярким примером чего служит упомянутая франшиза «Реинкарнация безработного». Также под сомнение может быть поставлено разделение второго и третьего поколения, т. к. после выхода новаторских и пародийных работ большое число произведений в значительной степени опирается на традиционные сюжетные схемы. При этом общая тяга к разнообразию и развитию клише представляется достаточно сильной, чтобы оправдать такую классификацию.