«Инженеры искусств»
«Инжене́ры иску́сств» («Школа "Инженеры искусств"»; «Школа инженеров искусств»; «Инженеры искусства»; «Школа "Инженеры искусства"»; «Школа инженеров искусства»), российское художественное объединение.
Основано в 1989 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) художниками Иналом Иналовичем Савченковым (род. 1966) и Францем Антоновичем Родвальтом (род. 1957); название утвердилось в 1990 г.
Савченков в 1982 г. приехал в Ленинград из Новороссийска и в 1983 г. присоединился к движению «Новые художники» во главе с Т. П. Новиковым. Разработанные в это время Савченковым творческие концепции были созвучны перформативному подходу к живописи, который отличал «Новых художников» как продолжателей дела русских футуристов и авангардистов начала 20 в. в целом. Примером может служить принцип Савченкова «один художник – одна картина», согласно которому каждая картина должна быть лучше предыдущей и служить основой для следующих работ, поэтому прежние полотна покрывались новой живописью или могли уничтожаться в процессе стихийных перформансов.
Объединения-предшественники
Группе «Инженеры искусств» предшествовало несколько творческих объединений или фракций, возникших по инициативе Савченкова внутри «Новых художников», все они получали одинаковые неформальные названия – «Иналы» (по имени организатора) или «Новороссийская группа». Савченков и его брат по матери Сергей Олегович Еньков (род. 1972), перебравшийся в Ленинград между 1985 и 1988 гг., создали вдвоём в 1985 г. группу «Северный полюс», одновременно было организовано пародийное «Общество румяной корочки» с участием режиссёра «параллельного кино» И. Померанцевой (названо так из-за общей любви к выпечке). Художники практиковали «жанры» стихийного перформанса и паблик-арта, экспериментировали в технике пластилиновой и перекладной анимации. В составе группы «Северный полюс» Савченков и Еньков сняли на киностудии при заводе ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) несколько анимационных фильмов, в том числе «Модели и конструкции» (1986) и «На старт» (1987–1988) – 19-минутный видеоряд к четырём инструментальным композициям с элементами саунд-коллажа из радиопрограмм и кинофильмов из совместного альбома групп «Кино» и «Новые композиторы» (1987). Снятые на 8-миллиметровую плёнку фильмы относятся к первым российским опытам в жанре музыкального клипа.
«Северный полюс» трансформировался в художественную группу «Добрые волшебники» с участием приехавших в Ленинград друзей Енькова, его одноклассников по художественной и музыкальной школам – Григория Владимировича Стрельникова (род. 1972), Андрея Владимировича Гамаюна (род. 1972). Положенная в основу творчества участников группы идея «волшебства» – превращение неценного в ценное путём создания произведений искусства из случайно найденных предметов и живописи на их поверхностях, что в конечном счёте даёт материальные блага, – была связана с успешной продажей художниками своих произведений. Она приняла массовый характер во 2-й половине 1980-х гг., покупателями выступали по преимуществу граждане западноевропейских стран и США, но также и советские граждане.
Основание группы «Инженеры искусств»
К 1989 г. история объединения «Новые художники» завершилась и сложившаяся вокруг И. И. Савченкова художественная группа продолжила свою деятельность независимо. Савченков познакомился с Ф. А. Родвальтом (они занимали соседние комнаты в сквоте), который приехал в Ленинград из Казахстана в 1979 г. и в 1988 г. окончил отделение монументальной скульптуры в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Савченков и Родвальт сначала основали художественный «дуэт» «От нуля на четыре стороны», а затем – объединение «Школа "Инженеры искусств"». Ключевая роль, которую приобрёл в этом объединении Родвальт, объяснялась его организаторскими талантами и положением «институционализированного» художника с дипломом профильного вуза.
В группу «Инженеры искусств» первоначально входили 5 художников: Савченков, Еньков, Родвальт, Стрельников, Гамаюн; осенью 1990 г. к ним присоединился Борис Александрович Казаков (род. 1964), пробовавший себя в анимации.
Квазиинституциональные определения в названиях – «общество» или «школа» – в целом характерны для «Новых художников», активно образовывавших в своей среде группы и кружки. Имелось в виду, что «Школу "Инженеры искусств"» составляют ученики, которые делятся друг с другом новыми знаниями. В названии «Инженеры искусств» выразился подход к искусству как к науке: стремление вывести универсальные закономерности и согласовать правила художественного творчества с математическими законами. Подобное протоцифровое истолкование аналоговых методов искусства возникло у художников на десятилетие раньше массового внедрения во все области жизни компьютерной техники.
Кроме того, наименование «школа» открывало для художественного объединения возможности сотрудничества с властями; Родвальт стал его организационным директором. Благодаря этому «Инженеры искусств» занимали в центре города нужные им большие пространства: начиная с 1988–1989 (по другим данным, с 1990) по 1994 гг. – сквот «Фурики» в особняке Кушелева – Безбородко (улица Фурманова, 1, с 1991 – Гагаринская улица), с 1991 г. по середину 1990-х гг. – сквот на Обводном канале, 17; в 1994 г. – на улице Бармалеева, 7, и улице Куйбышева, 29.
Творческий метод в живописи и графике
Художники «Инженеров искусств» благодаря своему опыту участия в объединении «Новые художники» обладали привычкой к совместной быстрой работе над картинами больших форматов. Ещё в середине 1980-х гг. Савченков сформулировал концепцию, ставшую впоследствии для группы идейной основой творчества. Это рецепция идей сюрреализма в соединении с принципами «четвёртого измерения» философа П. Д. Успенского. Согласно Савченкову, картинная поверхность рассматривается как система трёх координат, которыми определяется положение предмета в пространстве холста. Благодаря этому преодолевалось противоречие между условностью плоскостной живописной манеры участников группы и реальностью, на изображение которой во всей полноте они претендовали. Центр отсчёта координат находится внутри картинной плоскости, которая бесконечно расширяется и приравнивается к реальности. Эта теория, получившая у Савченкова не позднее 2021 г. название «постреализм», обладает универсальностью и распространяется на создание не только реальных, но и «виртуальных» художественных объектов (по утверждению Савченкова, он может, задавая координаты, создавать картины в воображении любого человека, как бы проецируя их в его сознание).
Для картин и графики участников «Школы "Инженеры искусств"» (как и предшествовавшей ей группы «Добрые волшебники») характерны яркий колорит, силуэтность и плоскостность изображения (диптих «Портрет» Гамаюна, холст, масло, каждая часть – 138 × 107 см, 1989; работы Енькова «Без названия», холст, масло, 75 × 75 см, 1989, и «Без названия», холст, масло, 150 × 200 см, 1990, коллекция И. Суханова; «Без названия» Стрельникова, холст, смешанная техника, 160 × 139 см, 1990; произведения Савченкова из коллекции И. Суханова: «Ленин и Крупская», бумага, акрил, 80 × 60 см, 1989, и «Луна на доске», холст, масло, 119 × 149 см, 1992). Среди примеров графических работ и коллажей: «Без названия» (тушь, фольга, 122 × 76 см, 1990) и серия коллажей «Решения и ответы» Родвальта (начало 1990-х гг.), серия коллажей и линогравюр Родвальта и Савченкова «Мысль – химическая реакция» (начало 1990-х гг.), работа Савченкова «А вы не забыли ключи?» (доска, масло, фломастер, афиша, домино, 170 × 70,5 см, 1990).
Среди источников сюжетов преобладали образы массовой культуры начиная с 1950-х – 1960-х гг.: советский агитационный плакат, техническая и естественно-научная иллюстрация, анимация, фантастические фильмы, западные фильмы ужасов категории Б; изображались сказочные животные и сатирически трансформированные человекообразные персонажи (излюбленные герои работ «Инженеров искусств» – врачи, санитары, космонавты, рок-музыканты). Это искусство смыкается с интернациональной стилистикой европейской живописи «новой волны» конца 20 в. – представителей немецкого неоэкспрессионизма З. Польке, М. Киппенбергера, И. Г. Докоупила и итальянского трансавангарда – Ф. Клементе, Э. Кукки и др.
Анимационные фильмы
Все фильмы авторства участников «Школы "Инженеры искусств"» принадлежат к короткометражной анимации и составляют важнейшую часть их творческого наследия. Художники, работавшие в русле направления «параллельное кино», быстро приобрели в среде единомышленников репутацию лучших и наиболее профессиональных аниматоров. В 1989 г. Родвальт и Савченков выпустили фильм «Аптека», в 1990 г. – «Я ехала домой», который включал игровые части, был снят в Берлине во время возвращения художников из Италии в 1989 г. и смонтирован в Ленинграде. Фильмы привлекли внимание С. А. Курёхина, предложившего Савченкову сделать полнометражный художественный фильм на киностудии «Ленфильм», но из-за финансовых проблем был снят только анимационный фильм «Стрела Амура» (плёнка 35 мм; 1993; не завершён), над которым художники работали в цехе комбинированных съёмок киностудии. Фильмография «Школы "Инженеры искусств"» насчитывает, по разным данным, свыше 10 работ.
Архивный киноматериал, использовавшийся художниками, – советские и зарубежные образовательные фильмы, документальная кинохроника – мог быть многократно задействован в нескольких фильмах как «Инженерами искусств», так и другими представителями направления «параллельное кино» – некрореалистами во главе с Е. Г. Юфитом. Кроме завершённых и авторизованных фильмов, существует большое количество черновиков и подготовительного материала, который хранится, в частности, в архиве Б. А. Казакова.
Работа в 1990-х гг.
На 1991–1994 гг. пришёлся пик творческой деятельности объединения, яркая плакатная стилистика их работ получила широкое признание. В 1992 г. картины художников «Школы "Инженеры искусств"» оформляли вечеринку Gagarin Party 2 в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве (см. в статье Рейв). В 1993 г. короткометражный анимационный фильм «Страна встречает героев» на музыку С. А. Курёхина участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля. В конце июня 1993 г. художники устроили трёхдневный перформанс Somnambula Party в Потсдаме к празднованию 1000-летия города.
В 1995 г. в Германии вышло издание в жанре книги художника «Решения и ответы» авторства «Инженеров искусств». В 1995–1997 гг. все участники «Школы "Инженеры искусств"» подолгу работали в Берлине, в 1995 г. Родвальт окончательно переселился в Германию. На рубеже 2000-х гг. интерес к объединению в России снизился.
«Инженеры искусств» в 21 в.
В 2010-х гг. объединение возобновило активную выставочную деятельность: устроено несколько ретроспективных экспозиций («По следам добрых волшебников» в галерее «Ультрамарин», 2012; «Инженеры искусств» в Музее «Эрарта» в рамках параллельной программы биеннале «Манифеста», 2014; «Решения и ответы» к 30-летию группы в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина, 2020, все три – в Санкт-Петербурге; «Вдали от равновесия» в галерее «ГУМ-Red-Line» в Москве, 2021–2022), в которых принимали участие также и последователи творчества группы – художники следующих поколений (В. Балаклейский, А. Матвеев, С. Корытов, А. Куксов и др.). «Школа "Инженеры искусств"» расширяется за счёт учёных из числа друзей участников объединения.