Йи
Йи, й, и, ий, ицзу [кит. 彝族, пиньинь yízú; лоло, 倮倮, пиньинь luǒluǒ, также 罗罗, пиньинь luóluó; самоназвание – ни, ньи; в старой китайской литературе обозначались иероглифом со значением «варвар», в КНР для их обозначения законодательно закреплён иероглиф «и» (彝) со значениями «кубок», «закон»], тибето-бирманский народ на юго-западе Китая.
Говорят на языках лолойской группы лоло-бирманских языков (в Китае считаются диалектами одного языка). Делятся: на северную подгруппу (северные йи, или носу, восточные йи, или насу, и южные йи, или нису) на юге провинции Сычуань (1,27 млн человек) и северо-западе провинции Гуйчжоу (840 тыс. человек в районе городов Аньшунь и Бицзе); центральную подгруппу (центральные йи, липо, или лолопо, близкие по языку к лису; западные йи, или лалуо, близкие по языку к лаху, и юго-восточные йи, включающие сани, аси, аже и ажа) в провинции Юньнань (4,71 млн человек) и на западе Гуанси-Чжуанского автономного района (уезды Лунлинь и Напо). Общая численность 7,8 млн человек (2000, перепись). Созданы автономные округа и уезды: в Юньнани – автономные округа Чусюн-Ийский и Хунхэ-Хани-Ийский; автономные уезды Эшань-Ийский, Нинлан-Ийский, Шилинь-Ийский, Наньцзянь-Ийский, Янби-Ийский, Цзиндун-Ийский, Вэйшань-Йи-Хуэйский и Сюньдянь-Йи-Хуэйский, Нинъэр-Хани-Ийский и Цзянчэн-Хани-Ийский, Юаньцзян-Хани-Йи-Дайский, Чжэньюань-Йи-Хани-Лахуский, Цзингу-Дай-Ийский и Синьпин-Йи-Дайский, Луцюань-Мяо-Ийский; в Сычуани – Ляншань-Ийский автономный округ и Эбянь-Ийский и Мабянь-Ийский автономные уезды; в Гуйчжоу – Вэйнин-Йи-Хуэй-Мяоский автономный уезд; в состав йи официально включаются также фула (пхула), лати (лачжи) и пупео (пупяо). Немногочисленные группы йи живут на севере Вьетнама (3,3 тыс. человек – 1999, перепись) и Лаоса. Со Средневековья используется словесно-слоговая письменность (классическое письмо йи, по-китайски – лоло вэнь, вэйшу, бимо вэнь), сохранившаяся сейчас в основном в Ляншань-Ийском автономном округе. В начале 20 в. миссионерами и в 1949 г. в КНР созданы алфавиты на основе латинского письма (в некоторых группах ими владеют до 30 % йи). Используется также письмо Полларда, созданное для мяо. С 1970-х гг. официальным является слоговое письмо (современное письмо йи). Около 40 % владеют китайским языком, некоторые группы перешли на него полностью. В основном сохраняют традиционные верования; около 2 % – христиане.
Предки йи – одни из создателей государств Наньчжао и Дали (7–13 вв.). В этот период у них развивались архитектура, монументальная живопись и скульптура; вероятно, тогда была создана их классическая письменность (надписи, записи эпоса, медицинские трактаты и др.). После падения государств часть йи ушла в горы Ляншань на юго-востоке Сычуани и северо-востоке Юньнани (современные северные йи), где сохраняли фактическую независимость вплоть до середины 20 в. В КНР усилились процессы этнической консолидации.
Традиционная культура характерна для народов Восточной Азии. Основные занятия – пашенное поливное и богарное, в основном террасное, земледелие, животноводство, охота и собирательство. Развиты обработка шерсти, ткачество, гончарство, обработка дерева и камня, кузнечное и ювелирное дело. Поселения на склонах гор, состоят из 8–10 домов, окружены сторожевыми башнями. Жилище – прямоугольное, каменное или деревянное (каркасное, в горах – срубное), на высоком каменном фундаменте, с двускатной крышей, покрытой толстой деревянной дранкой. Очаг из 3 камней на глиняном помосте. Одежда у центральных йи преимущественно белого и синего цвета, у северных йи – чёрного. Мужская одежда – широкие штаны, куртка, длинная шерстяная чёрная накидка (чарва), по праздникам – распашная безрукавка; женская одежда – запашная юбка, правозапашной кафтан длиной до колен, по праздникам – передник, лента через правое плечо. Развиты вышивка, производство батика. Головной убор – тюрбан многочисленных разновидностей; молодые мужчины делают из одного конца ткани рог или узел на макушке.
У северных йи общество традиционно делилось на 4 касты – нохо, цюйно, ацзя и сяси. Нохо («чёрные» йи) – знать, земле- и рабовладельцы (составляли 7 % йи, владели до 70 % пахотной земли). Цюйно («белые» йи) – зависимые земледельцы, ремесленники, торговцы и другие (50 % населения), не имели права собственности на своё имущество, на свободное передвижение (должны были жить на территории, управляемой своим нохо); их нельзя было убить и продать, но можно было подарить или передать в компенсацию за убитого. Ацзя (30 % населения) – в основном потомки пленных, находились в личной зависимости от нохо или цюйно, обычно жили при доме хозяина. Сяси (10 % населения) – рабы, как правило не имевшие семьи, жили в отдалённых помещениях хозяйского дома, иногда на цепи, их могли безнаказанно убить, принести в жертву. Нохо и часть цюйно делились на экзогамные (до 6–10 поколений) патронимии (цоси) – группы родственных семей, ведущих происхождение от одного предка. Цоси обеспечивали защиту прав своих членов. Каждый член цоси знал свою родословную – так называемую цепочку имён, в которой последний слог имени отца составлял первый слог имён сыновей. Во главе цоси стояли выборные вожди (суи), хранители обычаев (дэгу) и военачальники (чжахуа); существовали советы старейшин (цзиэрцзите) и общие собрания мужчин (мэнгэ). Подразделения цоси – общины (бусу) во главе с вождём (дэгу). Семья небольшая, известен левират. Строго соблюдалась кастовая эндогамия (особенно для цоси); дети, родившиеся от недавних кастово-смешанных браков (нопи/ноби – «жёлтые» йи), занимали самое низкое положение среди нохо, но выше цюйно. Между ними и чистокровными нохо (нобо) стояли потомки смешанных браков в отдалённом прошлом (ноди). Сиблинги делятся по относительному возрасту, в ряде случаев – также по относительному полу. Повсеместно распространены односторонние кросскузенные браки (с дочерью брата матери). У сычуаньских йи сохраняются следы древней системы, основанной на двустороннем кросскузенном браке. Термины родства делятся на референтивные и вокативные и снабжаются грамматическими показателями принадлежности к «семейно-родственному» классу. Существовали молодёжные собрания, традиции свободного общения полов и пробного брака. Невесту на рассвете доставлял в дом мужа эскорт из его родственников-мужчин (она была закрыта покрывалом, её ноги не должны были касаться земли и т. д.). Молодая после первой брачной ночи возвращалась в дом родителей, оставаясь там до первой беременности (или рождения ребёнка). За невесту выплачивался выкуп, было известно умыкание. В 12 лет мальчики и девочки обучались обычаям цоси под руководством жрецов-биму.
Развиты культы духа Неба (в ипостасях Толо и Соло – Золотого и Серебряного драконов) и духа гор Миси. Жрецы (биму) – шаманы, знахари, хранители и толкователи обычаев, составители гадательных текстов (только биму и часть дэгу могут пользоваться традиционным словесно-слоговым письмом), совершают жертвоприношения и т. д. Биму был в каждом бусу; должность биму чаще переходила от отца к сыну. Основной праздник – летний Праздник факелов («Возвращение звезды»), отмечался 23–24 числа 6-го лунного месяца: ночью собирались у костра, под утро зажигали от костра факелы и втыкали вокруг домов, к трапезе приглашались души умерших. Умерших сжигали, прах иногда захоранивали в пещерах. Считалось, что душа умершего находится в деревянной или бамбуковой табличке (иногда имела форму человеческой фигуры); мемориальные таблички родителей 3 года после их смерти хранились в доме их младшего сына, после чего захоранивались в пещере. Развит эпос («Ашма», или «Ашима», «Мэйгэ» и другие, космогонический эпос «Сецзи», или «Начало мира»), распространена традиционная драма но. Известны легенды, предания, сказки, басни.