Лису
Лису́ (傈僳, пиньинь lìsù; самоназвание, от ли – «четыре» и су – «люди»; тайское – лисо, тибетское – цзэба, в Индии – йобин, лишифу, хинэ), тибето-бирманский народ в Юго-Восточной Азии. Живут на юго-западе Китая [763 тыс. человек – 2020, перепись; в основном в верхнем течении рек Нуцзян (Салуин) и Ланьцанцзян (Меконг) – Нуцзян-Лисуский автономный округ и Вэйси-Лисуский автономный уезд на северо-западе провинции Юньнань], северо-востоке Мьянмы (600 тыс. человек – 2017, оценка; в основном национальные области Качин и Шан), на северо-западе Таиланда (около 50 тыс. человек – 2017, оценка; провинции Чианграй, Чиангмай, Мэхонгсон, Так, Сукхотхай, Кампхэнгпхет) и северо-востоке Индии (5 тыс. человек в штате Аруначал-Прадеш – 2017, оценка; входят в число т. н. списочных племён). По некоторым оценкам, общая численность лису достигает 1,5 млн человек.
Делятся на собственно лису [включают северных (чёрные лису, лонэ, лову), центральных (щящя, цветочные лису, хуа-лису) и южных (лошы, жёлтые лису)] и близких между собой липо и лолопо (восточные лису, официально – центральные йи) на востоке Юньнани и др.
Говорят на лоло-бирманских языках лису (диалекты – северный, центральный и южный) и лолопо. На языке лису в Китае издаётся пресса, ведётся радиовещание. В 1915 г. миссионерами на основе центрального диалекта лису был создан т. н. алфавит Фрейзера на латинской основе (с 1992 официальная письменность лису в КНР). До середины 20 в. употреблялось также (ныне у липо) письмо Полларда, созданное для мяо, и слоговое письмо, созданное в 1922 г. крестьянином Ван Жэньбо; после 1957 г. алфавит, основанный на пиньине. Распространены также языки: китайский, качинский, тибетский, бай и наси. Придерживаются традиционных верований, в Китае до 50 % – протестанты (протестантская церковь Китая) и католики, в Индии есть буддисты.
Упоминаются в китайских источниках («Мань шу», составлен чиновником Фань Чо при династии Тан) с 9 в. Предки лису жили на территории современной провинции Сычуань, были связаны с предками йи и государством Наньчжао. В традиционной историографии их происхождение связывают с племенами ди-цян, проживавшими на территории Восточного Тибета. В 8–9 вв. вместе с йи мигрировали на юг, на территорию Юньнаня. В середине 16 в., спасаясь от набегов наси, значительная часть лису под руководством вождя Му Бибо переселилась в долину реки Нуцзян. С середины 19 в. в связи с репрессиями китайских властей против участников Тайпинского восстания 1851–1864 гг. лису расселялись в Бирме (ныне Мьянма) и Таиланде.
Традиционная культура типична для народов Восточной Азии. Практикуется пашенное земледелие (заливной рис), на горных склонах – подсечно-огневое ручное (кукуруза, гаолян, чумиза, гречиха, пшеница, овёс, конопля, батат, бобы). Разводят свиней, крупный и мелкий рогатый скот, кур. Из шерсти чёрных коз изготавливали сукно, из конопли – ткани, окрашенные в чёрный цвет или с чёрно-белым набивным рисунком. Многие лису были заняты обслуживанием караванной торговли (преимущественно чаем). До 2-й половины 20 в. сохранялись охота (с использованием самострела, отравленных стрел из бамбука, колчанов из обезьяньей или медвежьей шкуры) и собирательство. Жилище в горах срубное, в долинах – свайное каркасное, с плетёнными из бамбука стенами и тростниковой крышей; имело две комнаты с очагами в центре, в задней комнате находился алтарь предков. Основная пища – каша из кукурузы, риса, гаоляна, гречихи (часто в смеси), приправленная чёрным перцем. Охота добавляла в рацион жареную дичь, бортничество – дикий мёд и личинки пчёл (в сыром, варёном и жареном виде). Праздничные блюда – свиные ножки с кашей, молочный поросёнок. Пьют чай (у тибетцев заимствован обычай пить чёрный чай с маслом и солью); хмельной напиток из кукурузы, гаоляна или ежовника (в знак дружбы его одновременно выпивали из одной чаши, подняв её переплетёнными руками); слабый наркотический напиток – отвар из семян конопли с солью или сахаром; и мужчины, и женщины жуют бетель с добавленным к нему табаком.
Женская одежда – короткая правозапашная куртка и юбка в складку; замужние женщины носили сложный головной убор (эле) из белых раковин, красных бус и медных колечек. Мужчины носили длинную рубаху без воротника, с разрезом посередине, штаны до колен, повязку на голове, слева на поясе – широкий нож, справа (до недавних пор) – колчан для арбалетных стрел.
Существовали патрилинейные роды (чево в Индии, зо в Китае). В долине реки Нуцзян сохранились тотемические родовые названия (роды тигра, медведя, барана, курицы, рыбы, бамбука, инея, огня и т. д.); от них произошли современные фамилии. Помимо легенд о происхождении каждого рода существует общий этногенетический миф о первопредке-обезьяне, которая выносила и взрастила первого человека. Вероятно, это общая мифологема для тибето-бирманских народов.
Родовая организация играла важную роль в общественной жизни. Деревню возглавлял старейшина из доминирующего рода с ненаследственной властью. Практиковалась кровная месть. Покойников хоронили на родовых кладбищах в грунтовых могилах с насыпью; на поминках из уважения к покойному не использовали в пищу перец. Семья малая, брак патрилокальный. В случае развода по инициативе жены имущество и дети оставались в доме мужа, по инициативе мужа – девочки оставались с матерью, мальчики – с отцом. Распространены кросскузенный брак (в Таиланде патрилатеральный), полигиния, брачный выкуп, отношения подшучивания, левират. Местами наблюдается брачный обмен между родами. Система терминов родства – бифуркативного типа в поколении эго и бифуркативно-линейного типа в поколении родителей с делением сиблингов родителей по относительному возрасту; сиблинги делятся по относительном возрасту и полу. Молодёжь, а также вдовы и вдовцы собирались в т. н. общих домах, где пели песни, рассказывали героические легенды; допускалось свободное общение между полами. Юноши и девушки устраивали песенные состязания («горные песни»); в начале нового года имитировали «похороны» своих партнёров в песке на берегу реки, оплакивая и исполняя погребальные песни и танцы (считалось, что так уничтожаются духи смерти и обеспечивается долголетие). Сохраняются культы предков, духов леса, деревьев, солнца и луны, духа-создателя У Са и др. В каждой деревне есть храм духа-покровителя, куда запрещён вход женщинам; ему приносят жертвы после сбора осеннего урожая, а богу охоты – перед началом промысла. Существовали прорицатели (нипа) и жрецы (нигупа). Высокий ранг занимал колдун, изгонявший злых духов из людей и жилищ.
Традиционный календарь делил год на 10 «сезонов» в соответствии с естественной фенологией и хозяйственной деятельностью («месяц раскрывающихся цветов», «месяц поющих птиц», «месяц винокурения», «месяц охоты» и т. п.). Главный праздник – Новый год. Во время празднования первые пампушки предлагают собаке, которая, согласно мифам, принесла людям пять злаков; их также подносят быку в благодарность за работу в поле. Характерны завершающий новогодний цикл обряд атаньдэ, устраиваемый в честь военачальника периода Мин – Ван Цзи, которого лису считают своим историческим героем: специальные танцоры пляшут босиком на горящих углях и залезают на лестницу из 36 клинков, и осенний праздник в честь драконов, богов гор и воды. Из христианских праздников наиболее значимый – Рождество, отмечать который собираются жители десятков (до 50) деревень; совместная трапеза и проповедь сопровождаются традиционными песнями и танцами. Распространены коллективные танцы, имитирующие движения животных, трудовые процессы; охотничьи, «строительные», свадебные песни; из музыкальных инструментов – варган (магэ), местный вид лютни, губной орган, тростниковая свирель.