Яворская Нина Викторовна
Яво́рская Ни́на Ви́кторовна [13(26).3.1902, Москва – 9.12.1992, там же; похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве], российский историк искусства, музейный деятель.
Родилась в семье служащего. В 1919–1923 гг. училась на историко-филологическом факультете (факультет общественных наук) 1-го Московского государственного университета (МГУ) у А. А. Сидорова и др. В 1924–1928 гг. продолжила обучение в аспирантуре Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), в 1925 г. получила разрешение на командировку в Париж, в 1929 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творчество Сезанна».
В 1923–1948 гг. сотрудник Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Одновременно работала и. о. учёного секретаря подсекции современного искусства секции пространственных искусств Российской академии художественных наук (РАХН; с 1925 Государственной академии художественных наук – ГАХН; 1924–1929).
В ГМНЗИ пришла на должность младшего помощника хранителя: в её обязанности входили инвентаризация и учёт музейных памятников, библиографическая работа. В 1929 г. ей было поручено подготовить новый план постоянной экспозиции музея. Яворская возражала против историко-художественного принципа и повышенного внимания к личности каждого художника и вместо этого предложила принцип «комплексной экспозиции», который впервые был применён при организации экспериментальной выставки «Стиль индустриальной буржуазии» (1929). Этот метод отличался тематическим и социологическим подходом в рамках марксистской классовой теории, за счёт чего нивелировались формальные аспекты произведений и индивидуальность их авторов. Идеи Яворской, однако, не получили дальнейшего воплощения из-за неполноты музейной коллекции и, прежде всего, возражений со стороны комиссии Наркомата просвещения РСФСР: в 1934 г. при очередном обследовании постоянной экспозиции музея сотрудники Наркомпроса потребовали отойти от принципа демонстрации искусства как «иллюстрации к истории общественной формации» (Яворская. 2012. С. 222). В 1932–1941 гг. – специалист по выставочной деятельности, с 1939 г. – профессор.
С момента своего основания ГМНЗИ подвергался давлению со стороны государственных органов. Из-за ряда распоряжений Наркомпроса пострадала целостность его собрания: в середине 1920-х – 1933 гг. работы изымались для продажи, в 1930-х гг. часть из них была передана в Эрмитаж и региональные музеи, а в 1928 г. было отнято одно из двух зданий ГМНЗИ – усадьба Трубецких-Щукиных в Большом Знаменском переулке. В 1941–1943 гг. Яворская назначена и. о. директора музея, в 1944–1948 гг. – заместителем директора по научной работе. Во время Великой Отечественной войны коллекция музея была эвакуирована в Новосибирск, где находилась до 1944 г. После возвращения произведений в Москву давление на музей усилилось, восстановить экспозицию было невозможно, в том числе из-за попыток Академии художеств СССР, и в частности её первого президента А. М. Герасимова, отобрать здание (Кропоткинская улица, 21; ныне Пречистенка, 21). Коллектив ГМНЗИ во главе с Яворской пытался организовать общественное движение в защиту музея, но, по её воспоминаниям, из-за угроз репрессий многие побоялись участвовать в нём (Яворская. 1988. С. 13).
В 1948 г. Яворская пыталась защитить музей и сохранить его коллекцию, выступая перед двумя комиссиями, назначенными Комитетом по делам искусств. Последняя из них, в которую входили заместитель председателя Совета Министров СССР К. Е. Ворошилов и А. М. Герасимов, решила судьбу ГМНЗИ: в марте 1948 г. И. В. Сталиным был подписан приказ о ликвидации музея, называющий ГМНЗИ «рассадником формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма» (постановление № 672 от 6 марта 1948 «О ликвидации Государственного Музея Нового Западного Искусства»). В том же году провела свою работу ликвидационная комиссия по разделу собрания музея, в которую входила Яворская. По воспоминаниям исследовательницы, благодаря её неофициальному сотрудничеству и переговорам с директором Эрмитажа И. А. Орбели удалось спасти значительную часть коллекции от «распыления» среди множества региональных музеев, тем самым сохранив целостность собрания, насколько это было возможно. Часть работ была передана в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ), а наиболее новаторские произведения – в Эрмитаж (Яворская. 1988. С. 13).
После ликвидации ГМНЗИ Яворская перешла в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, где работала до 1969 г. В 1957–1980 гг. – член учёного совета ГМИИ.
Основной областью её интересов оставалось западноевропейское (преимущественно французское) искусство 19–20 вв. Яворская – автор монографий о живописцах и графиках П. Пикассо (1933), П. Сезанне (1935; первая в советском искусствознании; в том же году издана в Италии), О. Домье (1935), П. Боннаре (1972); также трудов по истории отечественного искусствознания, социологии искусства, проблемам музееведения. В 1930-х и 1960-х гг. была одной из составителей 3-го (1934) и одной из редакторов 4-го и 5-го томов сборника «Мастера искусства об искусстве» (1967; 1968–1969), посвящённых европейским художникам 19 – начала 20 вв. Автор книги «Современная французская живопись» (1977), а также составитель двух сборников – коллективного, «Из истории художественной жизни СССР: интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917–1940: материалы и документы» (в соавторстве с Л. С. Алёшиной), и авторского, «Из истории советского искусствознания: о французском искусстве XIX–ХХ веков» (оба – 1987).
Ряд исследователей называет Яворскую представительницей «вульгарной социологии» (см. в статье Социология искусства) (Рыков. 2017. С. 160), что на самом деле является идеологическим штампом 1930-х гг., не объясняющим взгляды искусствоведа и не имеющим чёткого определения. После критики М. А. Лифшица «вульгарный социологизм» стал ярлыком с негативными коннотациями, которым описывают ряд учёных, развивающих социологию искусства и культуры в РАНИОН и РАХН – ГАХН в 1920–1930-х гг. (Лифшиц. 1986). Яворская была сторонником методологических поисков в направлении «марксистской» социологии искусства, но опорой в её текстах оставались исторический и формально-стилистический анализ. Для её работ характерно использование идеологически окрашенной лексики, языка и понятий марксистской классовой теории, а с конца 1930-х гг. – суждений в рамках идеологии социалистического реализма, однако глубокие аналитические размышления о художественной форме и стиле почти всегда остаются основой её сочинений. Эти особенности её текстов во многом связаны и с государственной цензурой. Рассказывая о выпуске монографии про Пикассо, Яворская вспоминала: «...редакторами в моей книге были написаны целые абзацы и даже страницы», – чтобы сделать её идеологически «правильной» (Яворская. 2012. С. 321).
Основные исследовательские интересы Яворской были связаны с неугодными советской власти художниками. В своих работах, называя их искусство «буржуазным», «империалистическим» и «формалистическим», она тем не менее пыталась вставить его в советскую систему взглядов и координат, делая акцент на его исторической значимости. Для Яворской искусство этих мастеров являлось не только частью зарубежной культуры, но и точкой отсчёта для многих отечественных мастеров и поэтому имело право на существование и обладало не только «вредными» чертами, но и «полезными» формально-стилистическими приёмами. Подход исследовательницы – это не отрицание, характерное для государственной культурной идеологии, но критический взгляд на западных мастеров 19–20 вв. Из-за этого идеологического расхождения публикация работ Яворской была невозможна с 1940-х до 1960–1970-х гг. По этой причине произошла и смена её исследовательских интересов: с 1930-х гг. она стала изучать украинское, польское и югославское искусство. Такой поворот в сторону «революционных» и идеологически подходящих произведений из союзных республик и государств социалистического лагеря был выходом для отечественных искусствоведов, работавших с «формализмом», позволявшим им продолжить профессиональную и научную деятельность.
Особенно значимой темой для Яворской была история ГМНЗИ. В 1963 г. совместно с искусствоведом Г. Ю. Стерниным она издала сборник избранных статей и трудов своего коллеги и супруга Б. Н. Терновца (директор ГМНЗИ в 1923–1937) – «Терновец Б. Н. Избранные статьи». В 1977 г. вышла книга «Б. Н. Терновец. Письма. Дневники. Статьи» (в соавторстве с Л. С. Алёшиной). Опубликовать материалы, связанные с историей музея, Яворской удалось впервые в 1978 г. в сборнике «К истории международных связей Государственного музея нового западного искусства (1922–1939)». В 1985 г. она приступила к работе над книгой «История Государственного музея нового западного искусства (Москва). 1918–1948», текст которой был закончен в 1989 г., однако эта книга была издана по авторской рукописи лишь в 2012 г. по инициативе ГМИИ.
Преподавала в МГУ (1930–1931), Московском институте философии, литературы и истории (1934–1938), руководила аспирантурой в ГМНЗИ (1931–1934).