Терновец Борис Николаевич
Тернове́ц Бори́с Никола́евич [19(31).10.1884, Ромны, Полтавская губерния, Российская империя, ныне Сумская область, Украина – 4.12.1941, Москва], российский историк искусства, художественный критик, музейный деятель, скульптор и живописец.
Сын губернского секретаря Николая Михайловича Терновца (1849–1919) и его супруги, Олимпиады Ивановны (1862–1942). В 1893 г. семья переехала в Москву. В 1908 г. Б. Н. Терновец окончил кафедру политической экономии и статистики юридического факультета Московского университета.
Из-за прекращения занятий в университете в связи со студенческими волнениями в 1905–1906 гг. путешествовал по Германии, где познакомился с важнейшими художественными собраниями Берлина, Дрездена, Лейпцига и Мюнхена. Вернувшись в Москву, обучался в художественных мастерских К. Ф. Юона (1907–1908) и К. Э. Киша (1910–1911), активно изучал московские коллекции искусства, в том числе собрание С. И. Щукина. В 1911–1912 гг. вновь посетил Германию, занимался живописью в школе Ш. Холлоши; в Мюнхенском университете вольнослушателем посещал практические занятия К. Фолля, лекции Ю. Мейер-Грефе и Г. Вёльфлина. В то же время Терновец следил за художественной жизнью России: в письмах к родным он интересовался актуальными художественными событиями и просил сохранять для него каталоги выставок отечественных художников. В 1912 г. переехал в Париж и впервые посетил Италию, в 1913–1914 гг. в Париже занимался скульптурой в Академии Гранд-Шомьер и мастерской А. Бурделя. Летом 1913 г. вновь брал уроки у Ш. Холлоши. В 1914 г. проводил экскурсии по Франции для учительских групп из России, что заставило его приостановить собственную творческую деятельность.
С началом Первой мировой войны вернулся в Москву и продолжил заниматься живописью и скульптурой. В 1918–1921 гг. создавал проекты памятников в рамках плана монументальной пропаганды (памятник А. Н. Скрябину, не сохранился; конкурсный проект памятника «Освобождённый труд», 2-я премия). В этот же период руководил скульптурным классом школы-студии для взрослых совместно с М. Г. Манизером. Терновец занимался скульптурой до 1922 г., лишь в 1930 г. вернулся к занятиям живописью.
В 1918 г. поступил на службу в Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (2-й отдел центральных музеев) Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос). Изучал московское собрание П. И. Харитоненко и петроградское собрание княгини З. Н. Юсуповой (см. Юсуповы) для создания Музея старой западной живописи в Москве. В конце того же года руководил описанием и регистрацией национализированной коллекции И. А. Морозова совместно с Я. А. Тугендхольдом. 10 апреля 1919 г. стал хранителем 2-го Музея новой западной живописи, также с 1 ноября 1921 г. – хранителем 1-го Музея новой западной живописи. После их слияния в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) 10 марта 1923 г., стал его директором. В 1925 г. в результате присоединения ГМНЗИ к Музею изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) назначен заведующим Отделом нового западного искусства.
На базе собраний С. И. Щукина и И. А. Морозова Терновец создал фонд ГМНЗИ, демонстрирующий развитие западноевропейского искусства рубежа 19–20 вв. Характер комплектования собрания в 1920-х гг. отличался вдумчивым и целенаправленным пополнением коллекции: Терновец стремился сформировать отделы национальных школ Европы и Америки и расширить хронологические рамки коллекции вплоть до современности. Пополнялась она благодаря отбору произведений из национализированных собраний и Государственного музейного фонда, а также в результате приобретений на международных выставках во время командировок работников музея в Европу, обмену с немецкими и итальянскими художниками (благодаря посредничеству итальянского искусствоведа Дж. Шейвиллера) и связям Терновца с иностранными художественными деятелями: галеристом Э. Сомаре, художником Э. Бернаром и др. В 1920-х гг. Терновец с коллективом музея провели полную инвентаризацию фонда и новых поступлений, составили их описания. К концу 1930-х гг. были сформированы отделы искусства Италии, Германии, Франции, США, также в коллекции числились произведения современных польских, чешских, финских и прибалтийских мастеров.
После Съезда музейных работников в декабре 1930 г. в музее была проведена реэкспозиция в связи с требованием о проведении идеологической работы. Введённая в 1923 г. схема, следующая эволюционной модели развития искусства, сменилась попыткой выстроить экспозицию в соответствии с директивами власти. Так, был частично введён принцип «комплексной экспозиции», предложенный в 1929 г. Н. В. Яворской – коллегой и супругой Терновца. Изменение принципа развески картин он называл движением к «марксистскому искусствознанию» (Терновец. 1977. С. 140). В 1934 г. Терновец был обвинён Наркомпросом в «схематизме»: от него требовали отказаться от демонстрации искусства как «иллюстрации к истории общественной формации» (цит. по: Яворская. 2012. С. 222). Впоследствии Терновец провозгласил целью музея работу «по разоблачению буржуазного искусства и его социальных корней и вместе с тем по критическому использованию буржуазного художественного наследия» (цит. по: Яворская. 2012. С. 185–186). В экспозиции стали доминировать конъюнктурные произведения, тогда как из залов музея исчезли работы мастеров-«формалистов», однако Терновец выставлял некоторые их произведения, аргументируя это левыми взглядами художников и их симпатией к Советскому Союзу, в том числе П. Пикассо, Ф. Леже, А. Озанфана.
Заслуга Терновца – организация научно-исследовательской деятельности музея, результаты которой нашли отражение в выставках музея до 1930-х гг. Культурно-просветительное направление было одним из основных в ГМНЗИ (экскурсии, семинары, научно-педагогическая деятельность, к которой привлекались студенты и аспиранты, разработка этикетажа, формирование научной библиотеки). Благодаря руководству Терновца развивалась также издательская деятельность: в 1926 г. музей открыл собственное издательство, где публиковались труды сотрудников научного отдела, но по ряду экономических и бюрократических причин оно прекратило своё существование спустя два года. В 1930-х гг. научная деятельность в музее стала интенсивней, несмотря на критику и давление Наркомпроса: в то время как публикации о «неугодных» художниках и направлениях становились невозможными, в выставочной деятельности бо́льшее внимание уделялось «революционному» и реалистическому искусству.
23 декабря 1937 г. был уволен с поста директора ГМНЗИ без объяснения причин; считается, что сам Терновец узнал об этом из газет. После увольнения некоторое время участвовал в научной деятельности музея.
Автор трудов по истории западноевропейского и отечественного искусства рубежа 19–20 вв., критических статей и публикаций о ГМНЗИ. Ранние тексты Терновца принадлежат к эссеистической традиции и немецкой школе формально-стилистического анализа. Уже в 1920-х гг. в его работах заметно влияние советской социологии искусства, а также вынужденное использование советского идеологического тезауруса. Среди работ 1920-х гг. – статьи о советских павильонах на международных выставках, о художественной жизни Европы в целом и Парижа в частности. С 1926 г., после поездки в Италию, Терновец интересовался современным итальянским искусством и был одним из немногих специалистов в Советском Союзе, изучавшим его. В 1928 г. в Милане была опубликована его монография о Дж. де Кирико на итальянском языке, в 1937 г. в «Трудах Московского института философии, литературы и истории» (МИФЛИ) издана статья о М. Россо.
Терновец активно писал о скульптуре: вышли его монографии об А. Майоле (1935), А. Бурделе (1935), О. Родене (1936), В. И. Мухиной (1937), С. Д. Лебедевой (1940). Яворская вспоминала, что при работе над публикациями ему «приходилось поддаваться требованию редактора и вносить критические пассажи, дисгармонирующие с общей оценкой того или иного произведения» (Яворская. 2012. С. 241). В 1930-х гг. Терновец продолжал изучать искусство «формалистов», однако результаты его исследовательской работы представлялись исключительно в виде докладов на заседаниях научного отдела музея.
Работал также в Российской академии художественных наук (1922–1931; с 1925 Государственная академия художественных наук), занимал должность учёного секретаря секции пространственных искусств, а затем стал её заведующим. Учёный секретарь научно-художественной секции Государственного учёного совета при Наркомпросе РСФСР (1925–1927).
Член комитета и генеральный секретарь Русского отдела 14-й Международной художественной выставки в Венеции (Венецианской биеннале; 1924); один из организаторов отдела СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (1925), заведующий секцией графики, полиграфии и художественной индустрии на 3-й Международной выставке декоративного искусства в Монце-Милане (Миланской триеннале; 1927).
Член Московского профессионального союза скульпторов-художников (1918), член-сотрудник Общества русских скульпторов.
Профессор МИФЛИ (1935–1938). Кандидат искусствоведения (1935).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.