«Я – Бетти, дурнушка»
«Я – Бе́тти, дурну́шка» (исп. «Yo soy Betty, la fea»), колумбийский сериал в жанре теленовеллы. Снят режиссёром М. Риберо-Феррейра в 1999–2001 гг. по заказу телеканала RCN Televisión. Идея сюжета принадлежит Ф. Гайтану, продюсером выступила М. дель Пилар Фернандес. Состоит из 335 серий длительностью около 45 мин каждая. Рассказывает о жизни умной и непривлекательной девушки, которая добивается любви и успеха благодаря своим внутренним качествам.
Сюжет
Действие сериала происходит в Боготе. Главная героиня, Беатрис Аурора Пинсон Солано (А. М. Ороско), известная как Бетти, внешне непривлекательная, но умная и добрая девушка, устраивается секретарём в дом моды «Экомода». Из-за её внешности коллеги, за редким исключением, относятся к ней пренебрежительно, используют её и унижают. Несмотря на хорошее образование в области экономики, Бетти получает маленькую зарплату и живёт в маленькой комнатке.
Вскоре Бетти становится незаменимой для президента компании, Армандо Мендосы Саенса (Х. Э. Абельо), т. к. помогает ему скрывать измены от его возлюбленной, Марселы Валенсии (Н. Рамирес), одной из ключевых фигур в «Экомоде». Поэтому, а также из-за полученного образования, которое ей удаётся применить, она находит противницу в лице второй секретарши Армандо – Патрисии Фернандес (Л. Пас), доверенного лица Марселы.
Бетти влюбляется в Армандо, но никому не раскрывает своих чувств. Тем временем «Экомода» оказывается на грани краха. Армандо на собственные деньги тайно создаёт другую компанию, «Террамода Инверсьонес», которая берёт «Экомоду» в залог и тем самым блокирует арест её активов по требованию других кредиторов. Чтобы скрыть своё участие в схеме, он оформляет новое предприятие на Бетти.
Поскольку юридически девушка становится владелицей «Террамоды» (а с ней и «Экомоды»), Армандо и посвящённый в его махинации друг, коммерческий вице-президент Марио Кальдерон (Р. Велес), начинают беспокоиться, что Бетти захватит обе компании. Чтобы это предотвратить, они решают, что первый должен соблазнить героиню. Армандо начинает проявлять знаки внимания, а затем вступает в тайные отношения с Бетти, которая не сомневается в искренности его чувств. Со временем Армандо перестаёт испытывать отвращение к девушке, а затем и влюбляется в неё.
Марио не догадывается о том, что роман Армандо и Бетти реален, и продолжает снабжать его советами в письменной форме, а сам Армандо боится поделиться с Бетти изначальным планом. Однако тайна раскрывается, когда девушка обнаруживает инструкции Марио к Армандо. Решив, что тот её обманывал, и желая отомстить, она просит своего ближайшего друга, Николаса Мору (М. Дуарте), притвориться её женихом и делает вид, что хочет присвоить обе компании.
Не зная, что Бетти в курсе их с Марио плана, Армандо безуспешно пытается отбить её у Николаса. Она не поддаётся и, напротив, вскрывает махинации начальника на совете директоров, что вынуждает Армандо и Марио подать в отставку. Также она сообщает Армандо, что знает о причинах, по которым он завёл с ней роман. Оставив все документы на «Террамоду» акционерам «Экомоды», она уезжает в Картахену, чтобы начать новую жизнь.
В Картахене Бетти начинает работать с Каталиной Анхель (К. Лусардо), специалистом по связям с общественностью, с которой сотрудничала в «Экомоде» и которая с добротой относилась к ней в прошлом. Она рассказывает Каталине правду о произошедшем, и та помогает ей изменить свою внешность. Преобразившись в красавицу, Бетти заводит роман с французским бизнесменом Мишелем Дуанелем (П. Дельмас).
Совет директоров «Экомоды» начинает искать Бетти, чтобы убедить её продлить превентивное залоговое эмбарго со стороны «Террамоды» – единственный способ избежать банкротства под давлением настоящих кредиторов. Разыскав Бетти, члены совета уговаривают её стать президентом «Экомоды», в которой Николас займёт пост вице-президента по финансовым вопросам.
Под руководством Бетти положение «Экомоды» начинает улучшаться. Армандо, заполучив дневник Бетти, понимает, какой вред ей нанёс, и вновь пытается примириться с ней, отчего та решает опять уехать в Картахену, где Мишель предложил ей место руководителя сети ресторанов. Это омрачает перспективы дома моды: следующий директор, Даниэль Валенсия (Л. Меса), считает, что предприятие не спасти, и хочет его ликвидировать. Марсела, понимая, что в случае ухода Бетти «Экомоду» ожидает конец, убеждает героиню, что Армандо действительно её любит, и желает им счастья.
Поняв, что чувства Армандо искренни, Бетти примиряется с ним. Она сохраняет за собой место президента и вскоре окончательно восстанавливает положение компании. Пара женится и заводит детей.
Рецепция и критика
Теленовелла имела огромный успех у публики в Колумбии и за пределами страны. Наиболее успешная серия, показанная 20 июня 2000 г., получила рекордный рейтинг. В Китае первый эпизод сериала смотрели 73 млн телезрителей.
На Картахенском международном кинофестивале 2000 г. сериал «Я – Бетти, дурнушка» был номинирован на премию Индии Каталины в 5 категориях и победила в четырёх: «Лучшая теленовелла», «Лучшая главная актриса» (А. М. Ороско), «Лучший сценарий» и «Актёр-открытие» (Х. С. Эррера). В следующем году телесериал был представлен к 11 номинациям колумбийской премии TVyNovelas Colombia, победив в 10 из них: «Лучшая теленовелла», «Лучшая исполнительница главной роли» (А. М. Ороско), «Лучший исполнитель главной роли» (Х. Э. Абельо), «Лучшая исполнительница роли главной злодейки» (Н. Рамирес), «Лучший исполнитель роли главного злодея» (Л. Меса), «Лучшая актриса второго плана» (Л. Пас), «Лучший сценарист» (Ф. Гайтан), «Лучший режиссёр» (М. Риберо-Феррейра), «Лучший актёр-открытие» (Х. С. Эррера), «Лучшая актриса-открытие» (М. И. Боланьос). В Мексике в том же году теленовелла выиграла в 3 категориях премии TVyNovelas: «Лучшая иностранная теленовелла», «Лучшая иностранная исполнительница главной роли» и «Лучший иностранный исполнитель главной роли».
В 2010 г. сериал «Я – Бетти, дурнушка» был включён в Книгу рекордов Гиннесса как самая успешная теленовелла в истории телевидения.
За пределами Колумбии телесериал был переведён на 25 языков и транслировался более чем в 180 странах. Выпущено около 30 ремейков сериала, наибольшую известность среди которых приобрело американское драмеди «Дурнушка Бетти» («Ugly Betty», 2006–2010). В России адаптацией теленовеллы стал 200-серийный сериал «Не родись красивой» кинокомпании «Амедиа» (2005–2006).
На фоне оглушительного успеха оригинала в 2001 г. RCN Televisión выпустила сиквел «Экомода» («Ecomoda»), посвящённый супружеской жизни и бизнесу Армандо и Бетти. Новый сериал не вызвал большого интереса аудитории и был завершён после выхода 35 эпизодов.
В 2019 г. теленовелла «Я – Бетти, дурнушка» была выложена на стриминговом сервисе Netflix, войдя в десятку наиболее популярных сериалов Латинской Америки. В июле 2022 г. сериал был удалён из каталога сервиса без каких-либо объяснений со стороны компании.
Феномен популярности
Объясняя популярность теленовеллы за пределами Колумбии, исследователи отмечают её глобализированный характер: реалии, отражённые в сюжете, лишены местной специфики (Mikos. 2011; Rivera-Betancur. 2011). Кроме того, подчёркивается значение крайне специфичной для теленовелл черты: неконвенциональная внешность главной героини, которая бросала вызов господствующему западноцентричному (колониальному, классовому, гендерному и расовому) дискурсу. Тем самым теленовелла создавала пространство для обсуждения таких социальных конструктов, как женственность и нормативная внешность (Ulchur Collazos. 2000; Echeverry Ruano. 2016; Loza Villa. 2020).
Вместе с тем теленовелла подверглась осуждению со стороны некоторых феминистских авторов. Так, трансформация Бетти в самостоятельную женщину-профессионала не реализуется полностью: героиня выбирает традиционную роль спутницы для мужчины. Кроме того, критике подвергалось и само развитие романтической связи между Бетти и Армандо – человеком, эксплуатирующим женщин для достижения собственных (сексуальных или финансовых) целей. Также, по мнению критиков, теленовелла изображает как допустимую норму структурное подчинение женщин (Rivero. 2003).