Гватемала. Литература
Литерату́ра Гватема́лы, совокупность художественных произведений, созданных на территории Гватемалы. Развивается преимущественно на испанском языке.
Литература 17–18 вв.
Литературная традиция Гватемалы уходит корнями в эпоху конкисты. В Гватемале созданы письма П. де Альварадо и хроника Б. Диаса дель Кастильо «Подлинная история завоевания Новой Испании» («Historia verdadera de la conquista de La Nueva España», 1568, опубликована в 1632).
В 17 в. написаны обширные исторические хроники с детальным описанием страны: «Хроника провинции священного имени Иисуса Гватемалы» («Crónica de la provincia del santísmo nombre de Jesús de Guatemala») Франсиско Васкеса (Francisco Vázquez, 1647–1713) и «История Гватемалы, или Избранное воспоминание» («Historia de Guatemala ó recordación florida») Франсиско Антонио де Фуэнтеса-и-Гусмана [Francisco Antonio de Fuentes y Guzmán, 1642–1699(?)].
В 18 в. их традиции продолжил доминиканец Франсиско Хименес (Francisco Jiménez, 1666–1722), который обнаружил записанный латиницей эпос индейцев киче «Пополь-Вух» и включил его перевод на испанский язык в свой труд «История провинции Сан-Висенте-де-Чьяпа и Гватемалы» («Historia de la Provincia de San Vicente de Chiapa y Guatemala»).
В русле классицизма созданы сатирические стихи и проза Антонио де Пас-и-Сальгадо (Antonio de Paz y Salgado), прозванного «гватемальским Кеведо», и Симона Берганьо-и-Вильегаса (Simón Bergaño y Villegas, 1781–1828), а также написанная на латыни поэма «Сельская Мексика» («Rusticatio Mexicana», 1781) Р. Ландивара.
Литература 19 в.
Основоположник романтизма в литературе Гватемалы Хoce Батрес Монтуфар (José Batres Montufar, 1809–1844) отразил в поэзии особенности национальной жизни (поэма «Традиции Гватемалы», «Tradiciones de Guatemala», 1882). Неоклассицизму близок Хуан Диегес Олаверри (Juan Diéguez Olaverri, 1813–1866), воспевший природу страны в поэмах «Гватемальское лето» («El verano de Guatemala»), «Цапля» («La garza») и др. Антонио Хосе Иррисари (Antonio José Irrisari, 1786–1868), родоначальник художественной прозы Гватемалы, опубликовал за пределами страны автобиографический роман «Блуждающий христианин» («El cristiano errante», 1847) и плутовской роман «История знаменитого Эпаминондаса из Кауки» («Historia del famoso Epaminondas de Cauca», 1863). На территории Гватемалы создателем жанра романа стал Хосе Милья-и-Видаурре (José Milla y Vidaure, 1822–1882), написавший ряд исторических романов о колониальной эпохе в стиле романтической мелодрамы: «Дочь аделантадо» («La hija del Adelantado», 1866), «Посетитель» («Visitador», 1868); он также положил начало костумбризму в гватемальской литературе (сборник очерков «Картины нравов», «Cuadros de costumbres», 1865).
С последней трети 19 в. проза заняла лидирующее положение в национальной литературе. Большинство писателей оставались приверженцами романтизма; на этом фоне выделились пронизанный прогрессистскими идеями фантастический рассказ о будущем «С высоты птичьего полёта» («A vista de pájaro», 1879) Франсиско Лаинфиесты (Francisco Lainfiesta, 1837–1912) и первый гватемальский роман, отразивший проблемы современного общества, – «Конфликты» («Conflictos», 1898) Рамона Аристидеса Саласара (Ramón Arístides Salazar, 1852–1914).
Литература 1-й половины 20 в.
Влияние натурализма заметнее всего проявилось в творчестве Энрике Мартинеса Собраля (Enrique Martínez Sobral, 1875–1950), написавшего серию из 5 романов «Страницы жизни» («Páginas de la vida», 1899–1902) в духе Э. Золя.
В Гватемале создан первый латиноамериканский антиимпериалистический роман – «Проблема» («El problema», 1899) Максимо Сото Холла (Máximo Soto Hаll, 1871–1944); обличение экспансионизма США писатель продолжил в романе «Тень Белого дома» («La sombra de la Casa Blanca», 1927).
Эстетика испаноамериканского модернизма воплотилась в хрониках Э. Гомеса Каррильо, фантастических рассказах Р. Аревало Мартинеса, романах «Альба Эмерита» («Alba Emérita», 1920) и «Больная жизнь» («La vida enferma», 1926) Сесара Браньяса (César Brañas, 1899–1976). Она доминировала в стихотворениях Альберто Веласкеса (Alberto Velázquez, 1891–1968), содержащих религиозно-мистические мотивы, и в романсах Хосе Мануэля Арсе-и-Вальядареса (José Manuel Arce y Valladares, 1907–1970), писавшего на галисийском языке. В 1930-х гг. в национальной литературе проявились авангардистские тенденции, ощутимее всего – в творчестве Л. Кардосы-и-Арагона.
Основоположник креолизма в гватемальской прозе – Карлос Уайлд Оспина (Carlos Wyld Ospina, 1891–1956). Его роман «Гринга» («La gringa», 1935), насыщенный мифологическими и фантастическими элементами, воспроизводит типовой сюжет «литературы зелёного ада». В костумбристском сборнике «Земля науйаков» («La tierra de las nauyacas», 1933) Уайлд Оспина впервые в национальной литературе обратился к описанию жизни современного индейского селения.
Флавио Эррера (Flavio Herrera, 1895–1968) в новаторском романе «Тигр» («El tigre», 1934) предвосхитил некоторые открытия нового латиноамериканского романа, в том числе отражение коллективного мифологического сознания в духе магического реализма и развитие фантастического сюжета превращения человека в зверя. Тенденции индихенизма, теллуризма и социальной литературы соединились и достигли наивысшего художественного воплощения в творчестве М. А. Астуриаса, лауреата Нобелевской премии по литературе (1967). Конфликт «белой» и индейской культур – в основе проблематики романов М. Монтефорте Толедо.
Литература 2-й половины 20 в.
Гватемальская революция 1944–1954 гг. породила поэзию социальной направленности. В 1946 г. в столице возникла поэтическая группа Saker-ti (на одном из диалектов майя-киче означает «рассвет»). Среди её наиболее известных представителей – Рауль Лейва (Raul Leiva, 1916–1974), лирике которого свойственны патетичность, плакатность и декларативный индихенизм, и Отто Рауль Гонсалес (Otto Raul González, 1921–2007), воссоздавший в сборнике «Песни лесов Гватемалы» («Canciones de los bosques de Guatemala», 1955) образ индейца через слитые с ним природные реалии.
После государственного переворота 1954 г. гватемальские писатели частью ушли в подполье или эмигрировали. В 1960-х гг. традиции группы Saker-ti продолжили Отто Рене Кастильо (Otto René Castillo, 1934–1967) и Роберто Обрегон Моралес (Roberto Obregón Morales, 1940–1970); творчество последнего пронизано мотивами индейской мифологии: сборники «Ученик пророка» («El aprendiz del profeta», 1965), «Агатовая флейта» («La flauta de Agata», 1969) и др.
В 1970–1980-х гг. по причине сложной внутриполитической ситуации в стране социально-критическая и политическая тенденции оставались доминирующими в национальной литературе. В поэзии они представлены литературной группой Nuevo signo («Новый знак»), куда входили поэты Луис Альфредо Аранго (Luis Alfredo Arango, 1935–2001), Франсиско Моралес Сантос (Francisco Morales Santos, род. 1940), Антонио Браньяс (Antonio Brañas, 1920–1998) и др. В прозе этого периода особое развитие получил антидиктаторский роман: «Дикие демоны» («Los demonios salvajes», 1978) Марио Роберто Моралеса (Mario Roberto Morales, 1947–2021), «Народ и покушения» («El pueblo y los atentados», 1979) Эдвина Сифуэнтеса (Edwin Sifuentes, род. 1926).
Важное место в гватемальской прозе 1980-х гг. занял жанр тестимонио: книга «Дни сельвы» («Los días de la selva», 1980) Марио Пайераса (Mario Payeras, 1940–1995), повествующая о действиях партизанской армии бедняков; «Меня зовут Ригоберта Менчу. Как родилась моя совесть» («Me llamo Rigoberta Menchú y así me nació la conciencia», 1983) – рассказ Р. Менчу о своей жизни, записанный венесуэльской писательницей Элизабет Бургос (Elizabeth Burgos, род. 1941).
Литература конца 20 – начала 21 вв.
Писательская деятельность конца 20 – начала 21 вв. в обедневшей и находящейся в послевоенном состоянии Гватемале способствовала вдумчивому самоанализу писателей с точки зрения их позиции в обществе в рамках сложившейся политической ситуации. Так, в произведениях Виктора Муньоса (Victor Muñoz, род. 1950) важное место занимает изображение психологического устройства среднего класса: повесть «Кольядо перед неизлечимыми жизненными обидами» («Collado ante las irreparables ofensas de la vida», 2004). Херардо Гинеа Диесу (Gerardo Guinea Díez, род. в 1955) известность принесли экспериментальные романы «Древо Адама» («El arbol de Adán», 2007) и «Лев вдали от Нью-Йорка» («Un León lejos de Nueva York», 2010).
Повесть «Губы» («Labios», 2003) Мориса Эчеверрии (Maurice Echeverría, род. 1976) показала жизни и судьбы сексуальных меньшинств в послевоенной Гватемале. В 2006 г. Эчеверрия написал роман «Эзотерический словарь» («Diccionario esotérico»), герой-рассказчик которого – гватемалец с маниакальными наклонностями – одержим изучением эзотерики. Стихотворения писателя вошли в антологию современной гватемальской поэзии, выпущенную издательством Catafixia («Microfé: poesía guatemalteca contemporánea», 2012). Помимо сочинений Эчеверрии в неё включены произведения Хуана Пабло Дардона (Juan Pablo Dardón, род. 1976), Пабло Брома (Pablo Bromo, род. 1980), Вании Варгас (Vania Vargas, род. 1978), Сабино Эстебана (Sabino Esteban, род. 1981), Алехандро Марре (Alejandro Marré, род. 1978) и др.
В конце 20 – начале 21 вв. в Гватемале появилась феминистская поэзия: сборники стихотворений «Эротика, левые и поэзия» («Poemas de la izquierda erόtica», 1973), «Этот обнажённый пляж» («Esta desnuda playa», 2015) Аны Марии Родас (Ana María Rodas, род. 1937) и «Неумолимый танец» («Danza Implacable», 2002) Йоханны Годой (Johanna Godoy, род. 1968). Умберто Акабаль (Humberto Ak'abal, 1952–2019) – один из немногих поэтов, писавших на родном языке киче с целью сохранить культурное наследие майя: сборник «Хранитель водопада» («Chajil Tzaqib’al Ja’», 1993) и др.; переводил свои стихотворения на испанский язык.