«Пополь-Вух»
«По́поль-Вух» (киче Popol Wuj, буквально – «Книга Совета», «Книга народа»), мифологический и исторический эпос индейцев киче. Мифы, вошедшие в «Пополь-Вух», существовали в устной форме и были впервые собраны и записаны на языке киче латиницей между 1554 и 1558 гг. Вопрос о существовании до испанского завоевания (1524–1535) иероглифических прототипов отдельных частей «Пополь-Вух» остаётся дискуссионным. Вероятным автором письменной версии считается Диего Рейносо либо Кристобаль Веласко – представители правящего клана киче Кавек. С этого манускрипта, хранившегося у потомков знати киче в Санто-Томас-Чувиле (ныне Чичикастенанго), около 1703 г. доминиканец Франсиско Хименес сделал копию и снабдил её параллельным переводом на испанский язык; он включил её в два своих труда – по индейским языкам и по истории Чьяпаса и Гватемалы. После смерти Хименеса рукопись «Пополь-Вух» хранилась в библиотеке ордена доминиканцев и в 1829 г. была передана в Университет Сан-Карлос в г. Гватемала. Здесь в 1854 г. рукопись обнаружил австрийский учёный К. фон Шерцер, который скопировал испанский текст «Пополь-Вух» и частично издал его в 1857 г. В 1855 г. рукопись оказалась у французского миссионера Ш. Э. Брассёр де Бурбура (по его версии, он получил другую копию манускрипта Хименеса от местного касика в Рабинале), который в 1861 г. опубликовал полный текст «Пополь-Вух» на киче с переводом на французский язык. Ныне рукопись хранится в библиотеке Ньюберри в Чикаго.
Членение памятника на части и главы введено его исследователями. Вопрос о стихотворной структуре текста дискуссионен. В первой части повествуется о творении мира и трёх неудачных попытках сотворения человека. Во второй части собраны мифы о борьбе старшей и младшей пар близнецов с богами Шибальбы – Преисподней; герои играют в мяч с богами смерти, а по ночам подвергаются смертельным испытаниям. Старшая пара близнецов (Хун Хун Ахпу и Вукуб Хун Ахпу) погибает: боги приносят их в жертву на площадке для игры в мяч, а голову одного из них вешают на ствол тыквенного дерева; голова превращается в плод, и от её слюны (капель белого сока) проходящая мимо дочь одного из богов Шибальбы зачинает вторую пару близнецов (Хун Ахпу и Шбаланке). Герои спускаются в Шибальбу, выходят невредимыми из ночных испытаний, играя в экипировке и мячом погибших отца и дяди, побеждают богов смерти и, став владыками Шибальбы, поднимаются на небо, превратившись в Солнце и Луну. Третья часть повествует о четвёртой, успешной попытке создания человека из кукурузной муки и об истории собственно людей – народа киче. «Пополь-Вух» завершается историей завоевания Гватемалы и генеалогией правящих кланов киче.
Эпос «Пополь-Вух» служит главным источником для изучения мифологии майя, отражённой также в сценах на сосудах классической эпохи (2–9 вв.). Есть основания считать, что игра в мяч и описывающий её миф могли возникнуть на северо-западе Амазонии (Мату-Гросу в Бразилии, тропические леса Колумбии и Венесуэлы) и во 2-м тыс. до н. э. проникнуть в Мезоамерику; здесь, на тихоокеанском побережье Чьяпаса и в центрах ольмеков на побережье Мексиканского залива, ритуал игры в мяч окончательно оформился как театрализованная постановка близнечного мифа и инициационная мистерия. «Пополь-Вух» является важнейшим символом индейской культуры. Его мотивы отражены в творчестве писателей и поэтов (К. Д. Бальмонт, М. А. Астуриас и др.), художников (Д. Ривера), кинорежиссёров (В. Херцог и др.), композиторов и музыкантов (А. Хинастера, Э. Варез и др.).