Кардоса-и-Арагон Луис
Кардо́са-и-Араго́н Луи́с (Luis Cardoza y Aragón) (21.6.1901, Антигуа-Гуатемала – 4.9.1992, Мехико), гватемальский писатель, искусствовед, дипломат, общественный деятель.
Окончил Центральноамериканский колледж (1910–1918), затем Национальный институт в Гватемале (1918–1920), изучал медицину в Сорбонне (1921–1923). Состоявшееся в Париже знакомство с А. Бретоном оказало влияние на творчество Кардосы-и-Арагона и последующую идеализацию им нереалистического искусства.
В 1925 г. вернулся в Гватемалу. После установления диктатуры Х. Убико в 1931 г. был вынужден эмигрировать в Мексику, где сотрудничал с авангардной группой мексиканских писателей и художников «Современники», развивавшей идеи европейского сюрреализма и испанского барокко в мексиканском искусстве.
Вернулся на родину в 1944 г. В том же году был избран депутатом Конституционной ассамблеи Гватемалы. Состоял на дипломатической службе, работал в США, Швеции, Норвегии, СССР, Франции, Колумбии, Чили. В 1945–1947 гг. основал журнал Revista de Guatemala («Журнал Гватемалы»), посвящённый культуре и искусству страны, Дом культуры Гватемалы, а также общественное движение Гватемалы за мир.
В 1954 г. вновь эмигрировал в Мексику по политическим мотивам, где вступил в Лигу революционных писателей и художников (LEAR), работал журналистом, вёл научную работу в Институте эстетики при Национальном автономном университете Мексики.
Поэтические сборники «Луна-парк» («Luna-park», 1923), «Мальстром» («Maelstrom», 1926), «Пятое время года» («Quinta estación», 1972), «Сомнамбула» («El sonámbulo», 1937), поэма в прозе «Вавилонская башня» («Torre de Babel», 1930), сборники эссе «Каталог картин» («Catálogo de pinturas», 1934), «Мигель Анхель Астуриас, почти роман» («Miguel Ángel Asturias, casi novela», 1991) выстраивают внутренний мир персонажей через галлюцинаторные образы. Художественные принципы Кардосы-и-Арагона оказали значительное влияние на литературу Мексики 2-й половины 20 в. О. Пас назвал Кардосу-и-Арагона мостиком, соединившим поколение сюрреалистов с поэтами 1950-х гг. (Paz por él mismo 1934–1944 // Reforma.1994. 8 de abril. P. 12D–13D).
Наряду с художественной литературой Кардоса-и-Арагон пробовал свои силы в эссеистике, посвящая очерки исследованию приёмов сюрреализма в живописи и анализу ключевых политических событий 20 в.: сборник эссе «Маленькая симфония Нового света» («Pequeña sinfonía del Nuevo Mundo», 1949).
Как искусствовед и художественный критик писал о современной мексиканской живописи и об отдельных её мастерах (Х. Ороско, Р. Тамайо, К. Мерида, Ф. Толедо, Р. Мартинес, Л. Гарсия-Герреро), а также о фотографе Л. Альварес-Браво. Среди героев его работ – П. Пикассо, К. С. Малевич.
Впечатления от пребывания в СССР отразились в книге очерков «Возвращение в будущее» («Retorno al futuro», 1948). Большой резонанс в интеллектуальных кругах Латинской Америки вызвало эссе «Гватемала: линии её руки» («Guatemala, las líneas de su mano», 1955; русский перевод 1983), в котором был предложен революционный путь развития страны.
За заслуги в области литературы и искусства стран Латинской Америки награждён орденом Ацтекского орла (1979), орденом Культурной независимости Рубена Дарио (1986).
Национальная премия за достижения в области эссеистики имени Хосе Ревуэльтаса (Мексика, 1987), литературная премия имени Пабло Неруды (Чили, 1990).
С 1992 г. почётный доктор Университета Сан-Карлоса в Гватемале. В том же году в Мексике учреждена литературная премия в его честь.