Грибель Отто
Гри́бель О́тто (Otto Griebel) (31.3.1895, Меране, Саксония – 7.3.1972, Дрезден), немецкий график и живописец, представитель новой вещественности.
В 1909 г., пойдя по стопам отца, мастера росписи обоев, начал обучаться декоративной живописи у частного педагога. Учился в Королевской рисовальной школе в Дрездене (1909–1911), где познакомился с О. Диксом, в Школе прикладных искусств (1911–1915; ныне обе в составе Высшей школы изобразительных искусств Дрездена) на витражного мастера у художника по стеклу и графика Й. Голлера. Совершил путешествие по Южной Германии, Австрии, Богемии и Швейцарии (1912–1913).
Во время Первой мировой войны служил солдатом на Восточном и на Западном фронтах (1915–1918). Во время боевых действий вновь встретился с Диксом. В 1918 г. был тяжело ранен, до конца войны лечился в лазарете в Карлсруэ, затем вернулся в Дрезден.
В период Ноябрьской революции активный участник совета рабочих и солдат (1918–1919), вступил в Коммунистическую партию Германии и художественное объединение «Ноябрьская группа» (1919). В Дрездене первоначально вернулся к учёбе у Й. Голлера в Школе прикладных искусств, но вскоре перешёл в Академию изящных искусств (1919; ныне Высшая школа изобразительных искусств Дрездена), где учился у художника Р. Штерля, познакомился с О. Кокошкой. Под влиянием Г. Гросса и Джона Хартфилда присоединился к группе дрезденских дадаистов («Люди разных пород», 1923, акварель, тушь, бумага, Музей современной истории России, Москва). Принимал участие в борьбе коммунистической партии против Капповского путча (1920). Подружился с Г. Цилле.
В конце 1910-х – начале 1930-х гг. – член и активный участник берлинской «Ноябрьской группы», Дрезденского Сецессиона 1925/1926 г., групп «Акцион» (Aktion; 1930–1931), Нового Дрезденского Сецессиона (1931 и 1932), группы «Молодой Рейнланд» (Дюссельдорф), соучредитель дрезденской «Красной группы» (Rote Gruppe, 1924) и Ассоциации революционных художников Дрездена (Asso Group; 1928–1930). Участник многочисленных групповых выставок в Германии, 1-й Всеобщей Германской художественной выставки в СССР (Москва – Ленинград, 1924), после которой Музей нового западного искусства приобрёл его работу «Выставка дешёвых товаров» (1923, акварель, тушь, бумага, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В 1926 г. в галерее Нирендорфа в Берлине состоялась персональная выставка Грибеля.
В 1923–1924 гг. был женат на художнице по костюмам Элис Франц. В 1925 г. женился на Грете Климан.
Произведения раннего периода творчества Грибеля отразили эволюцию стилистических поисков мастера: он создавал композиции в духе импрессионизма («Вайсенкирхен», 1912, гуашь, картон), постимпрессионизма («Автопортрет с трубкой», 1914, обе – частное собрание), символизма («У постели смертельно больного», 1914, Городской музей, Риза, Саксония), кубизма («Ночная прогулка», 1919, акварель, бумага, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Пессимистическая симфония», 1919, акварель, бумага, Гравюрный кабинет, Дрезден). Многие работы по силе выражения эмоций близки экспрессионизму («Крушение», 1915, частное собрание; «Восстание», 1919, тушь, бумага, Немецкий исторический музей, Берлин), но Грибелю был чужд экспрессионистский субъективизм. Начиная с 1920 г. произведения художника характеризуются кажущимся возвращением к натурному изображению, но в фигурах остаётся деформация экспрессионизма, а построение плоскостного пространства зиждется на заимствовании принципа коллажности, свойственного дадаизму. Преобладание тем, связанных с актуальными проблемами современной социальной жизни («Кочегар», 1920, картон, масло, частное собрание; «Безработный», 1921, акварель, бумага, Городская галерея, Дрезден; «Образ цирка», 1925, Музей Макса Пехштейна, Художественные собрания Цвиккау), делало Грибеля одним из ярчайших представителей левого «веристского» направления новой вещественности. В конце 1920-х гг. написана самая знаменитая из сохранившихся работ художника – программное полотно «Интернационал» (1929–1930, Немецкий исторический музей, Берлин), изображающая рабочих разных национальностей, поющих «Интернационал», и символизирующая единение пролетариев всех стран в борьбе за свои права. Изобразив себя (в синем пиджаке в правой части картины) положившим руку на плечо горнорабочего, художник продемонстрировал и свою солидарность с народом.
В 1920-х – начале 1930-х гг. много сотрудничал с коммунистической партией, создавал эскизы плакатов, листовок и эмблемы. Как иллюстратор работал с коммунистическими журналами Panoptikum, Der Moloch, Der rote Knüppel, газетой Arbeitеrstimme и др.
Благодаря деятельности своего друга, дрезденского кукловода О. Кунце, в 1920-х – начале 1930-х гг. художник был тесно связан с кукольным театром, вырезал головы марионеток (часть хранится в Музее кукольного театра, Государственные собрания Дрездена), делал декорации к спектаклям и даже сам в них участвовал.
В 1933 г. с приходом к власти нацистов в квартире Грибеля прошёл обыск, картина «Интернационал» была конфискована, отправлена в хранилище в г. Лодзь (возвращена художнику в 1945), художник арестован гестапо за свои коммунистические убеждения, но вскоре освобождён в результате заступничества руководства Дрезденского Сецессиона. Работа Грибеля «Отдыхающая работница фабрики» (1921) показана на выставке «Отражение упадка в искусстве» (23 сентября – 18 октября 1933) в атриуме Новой ратуши Дрездена; произведение было сожжено в 1939 г. Вместе с друзьями-художниками организовал группу «Верная семёрка» (варианты названия: Die getreuen Sieben, Die aufrechten Sieben, Die Sieben; 1933–1940) для обсуждения вопросов искусства и политики. Работал художником в Дрезденском музее гигиены (1934–1938). В 1937 г. объявлен представителем «дегенеративного искусства», его работы изъяты из немецких музеев, многие из них уничтожены в 1939 г.
В начале Второй мировой войны призван на военную службу в тыловые войска, но в 1940 г. уволился и вернулся в Дрезден. В 1941–1943 гг. работал организатором выставок в Кракове. Большая часть работ художника погибла во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 г. (в том числе «Детский карнавал», 1920, масло, картон; «Автопортрет на улице», 1921; «Образ времени», 1922; «Фронтовые солдаты», 1931).
После войны сотрудничал с советской военной администрацией Германии. Принимал участие в известной художественной выставке саксонских мастеров «Свободные художники» (также «Выставка № 1»; 15 декабря 1945 – 15 января 1946) в Дрезденской художественной академии (Липсиусбау), во «Всеобщей немецкой художественной выставке» (1946), во «Второй немецкой художественной выставке» (1949; обе – Дрезден) и многих других проектах. В 1965 г. прошла первая послевоенная персональная выставка Грибеля в Дрездене. В картинах послевоенных лет Грибель сохранил объективное отношение к натуре, преимущественно избегал злободневной социальной проблематики («Мой отец», 1949–1950; «Раненый», 1952; «Портрет Макса Йона», 1952; «Отдых артистов в кафе», 1960), однако в ряде графических произведений продолжил критическую антизападную линию, в коммунистическом духе осуждая падение нравов в западной части Германии («Танцы на Западе», 1956, тушь, перо, акварель, бумага; «Западная улица», тушь, перо, акварель, картон; все – частное собрание, см. Otto Griebel. 2017).
Преподаватель рисования и художественный руководитель в евангелической гимназии Дрездена (1948–1953). Совместно с художником В. Хофманом основал рабоче-крестьянский факультет (Arbeiter- und Bauernfakultät, ABF; 1952) Высшей школы изобразительных искусств Дрездена (руководитель мастерской и доцент факультета, 1953–1960).
Сыном художника Матиасом Грибелем опубликована книга воспоминаний О. Грибеля «Я был человеком улицы. Воспоминания дрезденского художника» (Griebel O. Ich war ein Mann der Strasse. Halle. 1986).