Габаши Хасан-Гата
Габаши́ Хаса́н-Гата́ (Хасан-Гата Мухамметович Габяши, Хәсәнгата Мөхәммәт улы Габәши) (11.1.1863, аул Малый Сулабаш Казанского уезда Казанской губернии, ныне деревня Высокогорского района Республики Татарстан – 7.8.1936, там же), татарский религиозный и общественный деятель, мусульманский богослов, историк, тюрколог. Дважды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и исполнял обязанности шариатского судьи (кади). Происходил из семьи среднего достатка весьма образованных людей, которые зарабатывали на жизнь переписыванием книг и изготовлением намогильных плит.
Первые уроки по Корану и грамматике арабского языка Габаши получил у деда и отца. В 1874 г. в возрасте 11 лет его отправили учиться в медресе А. Абдулгафарова «Гаффария» при Азимовской мечети г. Казань, где он провёл 17 лет сначала как шакирд (студент), а затем 5 лет в качестве хальфы (помощника преподавателя), занимаясь преподаванием в младших классах. В этом медресе придерживались традиционной «старометодной системы образования»: среди изучаемых предметов преподавался арабский язык, логика (мантык), философия (хикмат), мусульманское право и другие исламские науки. Светские предметы и естественные науки не изучались; важное место отводилось догматическим диспутам и каламическим спорам между студентами. Как сообщает сам Габаши, он «был одним из тех, кто с удовольствием занимался распространёнными в то время логикой, каламом и диспутами» и хорошо овладел техникой и этикетом диспута (Габаши. 2015. С. 411). Свидетельством этому служит написанный в 1886 г. трактат «Нур ал-хакика» («Свет истины»), в котором хальфа Габаши полемизировал с известным казанским миссионером и священником Е. А. Маловым по поводу его книги «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана: разговоры с учёным муллой» (1885). Габаши предпринимал попытку опубликовать «Нур ал-хакика», но трактат не прошёл цензорскую проверку и остался неопубликованным, при этом получил некоторое распространение в рукописном виде.
Во время своей учёбы Габаши не ограничивался учебной программой медресе, параллельно изучая русский язык, математику, географию, природоведение, историю и другие предметы. Особый интерес у Габаши вызывала история, при работе с которой он совмещал «восточную» и «западную» традиции: не ограничиваясь только арабскими и персидскими историческими сочинениями, он обращался к трудам Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского и других историков. Знание русского языка позволяло Габаши во время учёбы в медресе посещать мероприятия в Казанском университете, а также общаться с университетской профессурой, в частности с И. Ф. Готвальдом и Н. Ф. Катановым. Габаши в целом вёл достаточно активную жизнь, общался со многими видными деятелями своего времени, среди которых – И. Алкин, И. Ш. Ахмеров, И. Ахтямов, Г. Баруди, М. Бигиев, И. Гаспринский, Г. Исхаки, Ф. Карими, С. Максуди, Г. Махмуди, К. Насыри, Р. Ф. Фахретдинов и др. Среди знакомых Габаши отдельно следует отметить его троюродного брата (по материнской линии) – широко известного Ш. Марджани, оказавшего важнейшее влияние на мировоззрение Габаши, его богословские и научные взгляды.
В 1889 г. Габаши покинул медресе «Гаффария» и устроился преподавателем в Мусульманский детский приют казанских предпринимателей – братьев Юнусовых, где одним из первых в Казани внедрил «новометодную систему образования», предполагавшую обучение детей по звуковому методу, а также преподавание наряду с религиозными дисциплинами русского языка и естественных наук. Параллельно с преподавательской деятельностью в 1889 г. Габаши опубликовал сочинение по педагогике «Тәрбияле бала» («Воспитанный ребенок»); «Басыйрәт» («Сознательность»), в котором описывает открытия и идеи мусульман Средневековья и их влияние на Европу, а также влияние идей Ибн Сины, аль-Фараби и др. на современное Поволжье; сочинение по правилам личной гигиены «Сагълык» [«Саулык» («Здоровье»)]; в 1890 г. – исследование по мусульманскому праву «Ысуле фикъх тарихы» («Основы по истории фикха») и сборник стихов своего деда, Губайдуллы Габаши, – «Хөласа әл-бәян» («Сущность пояснений»).
В 1890 г. вернулся в родную деревню Малый Сулабаш, где занял должность имам-хатыба в мечети и преподавал в медресе, в 1894 г. стал ахуном. Одновременно продолжал исторические исследования и погрузился в изучение сёл и деревень Заказанья. Исполняя обязанности имама и преподавателя, он активно общался с прихожанами, участвовал в их жизни, помогал решать различные спорные бытовые вопросы. Результатом стали сочинения по педагогике, личной гигиене, землеустройстве, планировании. Среди подобных «брошюр» – небольшой буклет «Мәсахәтел әрз» («Жалобы арендодателя»), изданный в Крыму И. Гаспринским.
Деятельность в ОМДС
В 1895 г. Габаши пригласили на пост кади в ОМДС, что было связано с его позицией по вопросу усовершенствования действующего законодательства об исламских институтах. Так начался его первый уфимский период (1895–1899). Свои предложения по реформированию он отправил муфтию М. Султанову в г. Уфа. В конце 19 в. ОМДС позиционировало себя в качестве центра распространения джадидских идей. В значительной степени усилиями Габаши и Р. Фахреддина ОМДС превратилось в своеобразный центр по координированию джадидских реформ среди российских мусульман; при поддержке муфтия Султанова они внесли большой вклад в улучшение деятельности ОМДС. В печатном издании ОМДС – журнале «Мәгълүмате мәхкәмәи шәргыяи Ырынбургия» («Известия Оренбургского духовного собрания») – при Габаши, который занимался там неофициальной частью, начинают печатать статьи по истории татарского народа и материалы по реформированию системы образования. В 1897 г. Габаши опубликовал краткий энциклопедический информационный буклет «Төрек ыруглары» («Тюрские народности»), адресованный начальным школам, а в 1898 г. (переиздано в 1907) – сочинение «Мохтасар тарихе кауме төрки» («Краткая история тюрского народа»), подготовленное по просьбе учителей, в том числе Г. Баруди, и предназначенное для средней школы.
Несмотря на поддержку муфтия и части религиозной элиты, активная деятельность Габаши по продвижению реформаторских идей вызвала критику и серьёзное противостояние со стороны консервативных религиозных кругов. В частности, в 1890-х гг. в связи с «передовыми» взглядами Габаши на искусство развернулась полемика между газетой «Вакыт» («Время»), поддерживавшей Габаши, и газетой «Дин вә мәгыйшәт» («Религия и жизнь»), критиковавшей его.
По мнению самого Габаши, именно постоянные дискуссии вокруг его фигуры привели к развитию некоей «душевной болезни», из-за которой в 1899 г. он был вынужден вернуться в родную деревню Малый Сулабаш. Там он вновь занял пост муллы и продолжил учительствовать. При поддержке оренбургского купца и крупного мецената А. Хусаинова открыл «новометодное» медресе, получившее в народе название «Сулабашский университет».
По указу императора Николая II от 12(25) декабря 1904 г. правительству предписывалось отменить статьи в российском законодательстве, касающиеся дискриминации нерусских народов по религиозному признаку. В связи с этим указом в Уфе собрали съезд религиозных деятелей по обсуждению мусульманского проекта. Габаши не смог приехать на съезд, но направил свои предложения, которые впоследствии активно использовались при подготовке совместного проекта мусульман.
После Революции 1905–1907 гг. среди мусульман усилился интерес к образованию и Мусульманское духовное собрание назначило Габаши куратором народного просвещения. В 1908 г. его вновь избрали кади и начался более плодотворный 2-й уфимский период (1908–1911). В 1897 г. Габаши вместе с редактором «Уфимских губернских ведомостей» П. Озеровым открыли в Уфе ремесленную школу для детей из бедных семей – «Дом трудолюбия», а за ней – ремесленную школу для татарских детей в Старой Уфе, где преподавателем был назначен хальфа Гариф, один из учителей медресе «Усмания», известный своими прогрессивными взглядами на преподавание. Ещё одним направлением деятельности Габаши стали меры по улучшению жизни арестантов-мусульман, для которых налаживалась система образования в тюрьмах. Уфимское отделение Всероссийского общества профилактики туберкулёза в лице Габаши добилось больших успехов в разъяснении и предупреждении распространения болезни среди татар и башкир, проводилась диспансеризация и разъяснительная работа в сельской местности путём приглашения врачей-мусульман. В 1908–1912 гг. Габаши, будучи членом различных попечительных благотворительных обществ, создал организацию «Общество мусульман», в это же время преподавал в медресе Галия и Усмания. Через ОМДС Габаши активно продвигал идеи реформирования системы образования по новому методу. Кроме того, его избирали членом Общества садоводства, пчеловодства, плодоводства и огородничества при Уфимском уездном земстве, он организовывал занятия по изучению передовой техники, распространял среди мусульман книги на родном языке.
Взгляды
Известно, что Габаши поддерживал развитие музыки и искусств, указывая на их ключевую роль в духовном бытии народа. Ему принадлежат сочинения «Шигырь вә гыйна хакында голяма вә фикъһе исламының фикерләре» («Взгляды исламских учёных и законоведов на стихи и музыку») и «Пароход "Надежда"», в которых он подчёркивает важное значении музыки для человека, её влияние на воспитание. Неслучайно сын Габаши, Султан Габаши, стал первым профессиональным татарским композитором. Сам Габаши играл на губной гармошке, а также исполнял татарские мотивы на пианино.
В 1909 г. в типографии «Шәрекъ» в Уфе вышел фундаментальный исторический труд Габаши – «Подробная история тюркских народов», в котором анализируется история тюрков, обозначается их место и роль в мировой истории.
С осложнением отношений между Российской и Османской империями в начале 20 в. начались притеснения мусульманских и национальных лидеров: их обвиняли в распространении панисламистских и пантюркистских идей; в числе притесняемых оказались также сторонники нового метода. Осознав опасность сложившейся ситуации, в 1911 г. Габаши переехал из Уфы в Казань. В Казани на него сыпались жалобы, доносы, ему приходили угрозы. В это тяжёлое время ему оказали поддержку близкие и друзья – Р. Фахреддин, Г. Баруди, Ф. Карими, М. Хади, братья Рамиевы и др.
Видя непонимание своих идей, ранимый и находящийся под влиянием общественного мнения, Габаши отошёл от общественных дел, приостановил исторические исследования и вернулся в родной аул. Вторая часть тюркской истории – «Подробная история тюркского народа» («Мөфассал тарихе кауме төрки») – в результате осталась незавершённой. В Малом Сулабаше Габаши занялся преподаванием в местном медресе. «Затворнический» период жизни Габаши продолжался до Февральской революции 1917 г., когда он вновь оказался в центре общественно-политической жизни. Принимал активное участие в работе 1-го Всероссийского съезда мусульман 1–11(14–24) мая 1917 г. в Москве, где вместе с И. Алкиным, И. Ахтямовым, М. Бигиевым, Г. Исхаки, Ф. Карими и др. входил в состав президиума. Тогда же Габаши выдвигался на должность муфтия ОМДС вместе с С. Максуди, Г. Баруди, М. Бигиевым и Г. Буби (муфтием избран Г. Баруди). Участвовал во 2-м Всероссийском съезде мусульман, проходившем в Казани с 21 июля (3 августа) по 2(15) августа 1917 г., где его избрали председателем Всероссийского съезда мусульманского духовенства. Также выступал в качестве одного из лидеров фракции «федералистов». С приходом к власти большевиков посвящал всё своё время историческим исследованиям и преподаванию на различных учительских курсах. В 1928 г. подготовил автобиографию «Моя автобиография» («Тәржемәи хәлемнән»).
Воззрения Габаши, его исторические исследования и в целом мировоззренческие ориентиры не вписывались в большевистскую идеологию и национальную политику. Вначале закрылась мечеть Габаши, а в 1932 г. его раскулачили и отправили на исправительные работы в Архангельскую область. Суровые климатические условия и тяжёлая работа подорвала и без того слабое здоровье Габаши, и в начале 1936 г. его амнистировали. Последние месяцы жизни провёл в родной деревне, где и скончался. Похоронен на кладбище села Малый Сулабаш.