#Ислам в РоссииИслам в РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИслам в РоссииИслам в РоссииНайденo 68 статейУчёныеУчёные Богуславский Дмитрий НиколаевичБогусла́вский Дми́трий Никола́евич (1826–1893), русский офицер, генерал-лейтенант (1878). В конце 1850-х гг. выполнял ряд ответственных поручений в ходе Крымской войны (1853–1856), а затем был приставом при пленённом имаме Шамиле. В 1860–1870-х гг. причислен к Азиатскому департаменту МИД и в 1862–1870 гг. исполнял функции переводчика (драгомана) дипломатической миссии в Константинополе (Стамбуле). В этот период способствовал установлению контактов с османскими и персидскими модернистами, такими как Мирза Мальком-хан и Ризкалла Хассун (1825–1880). В этот же период занимался собиранием книг по праву, истории и литературе Ближнего Востока. В 1871 г. подготовил перевод Корана на русский язык, обнаружив неточности в прежних изданиях. При подготовке своего перевода и комментариев к нему пользовался книгой «Тафсир аль-меуакиб» Исмаила Ферруха-эфенди. Однако отказался от публикации перевода, поскольку ознакомился с изданным в 1878 г. переводом Г. С. Саблукова. Переложение Корана, выполненное Богуславским, считается первым по времени переводом, выполненным с арабского оригинала. Книга получила в целом доброжелательные отзывы академических востоковедов в начале 20 в. Тем не менее публикация издания затянулась до 1995 г.Религиозно-философские школы, направления, движения КадимизмКадими́зм, мировоззренческая установка, форма проявления религиозного консерватизма, направленная на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественных отношений и социальных институтов, сформировавшихся в мусульманском сообществе в процессе его развития. Крупными представителями кадимизма были И. Динмухамметов, Г. Мухутдинов, М.-В. Хусаинов. М.-Г. Г. Курбангалиев, М. Рамзи и др.Политические объединения Всероссийский мусульманский народный союз «Сират аль-Мустаким»Всеросси́йский мусульма́нский наро́дный сою́з «Сира́т аль-Мустаки́м», политическая организация консервативного толка, созданная группой мусульманских деятелей в 1913–1914 гг., среди которых ахун Санкт-Петербурга М.-С. Г. Баязитов, столичный купец Ф. А. Байрашев, ахун первой соборной мечети г. Троицк Ахмад Хаджи Рахманкулов и др. Организация не была легализована из-за насторожённого отношения некоторых государственных структур к появлению политической силы, претендующей на представление интересов всех мусульман на территории Российской империи.Религиозные сооружения Нижегородская ярмарочная мечетьНижегоро́дская я́рмарочная мече́ть (1827–1920), мусульманский центр во время сезонной работы Нижегородской ярмарки в 19 – начале 20 вв. Деревянное здание было построено в 1817 г., каменное (архитектор А. Л. Леер) – в 1827 г. По своей планировке (круглое здание с низкой крышей, завершающейся большим куполом) похожа на иерусалимскую мечеть Куббат ас-Сахра.Общественно-политические издания «Терджиман»«Терджима́н» (до декабря 1905 – «Переводчик-Терджиман»), общественно-политическая, литературная, научно-популярная газета в Российской империи, Российской республике. Основатель, издатель и главный редактор (1883–1914) – И. Гаспринский, затем издателем и главным редактором был его сын Р. Гаспринский (1914–1918). Одна из первых газет для мусульман в Российской империи (в 1891–1903 являлась единственным частным периодическим изданием для мусульман в России). Издавалась на двух языках – русском и т. н. общетюркском (на арабской графике).Религиозные сооружения Нижегородская соборная мечетьНижегоро́дская собо́рная мече́ть, духовный центр мусульман г. Нижний Новгород и Нижегородской области. Расположена на месте исторического проживания татар г. Нижний Новгород (не позднее чем с 17 в.). Мечеть принадлежит мусульманской общине города и вмещает до 5 тыс. верующих.Конфессиональные организации Центральное духовное управление мусульман РоссииЦентра́льное духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́и, централизованная религиозная организация мусульман. Старейшее и одно из крупнейших по количеству общин межрегиональное духовное управление мусульман в современной России. В 1948–1992 гг. именовалось Духовным управлением мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).Правовые доктрины ФикхФикх, 1) исламская наука о правилах поведения людей и оценках любых явлений, имеющих внешнее выражение; 2) комплекс самих указанных правил и оценок. Отдельные положения фикха стали источником исламского права. Выводы фикха-науки являются материальным (историческим) источником ряда современных нормативных правовых актов.Религиозные учебные заведения Российский исламский университет имени Кунта-ХаджиРосси́йский исла́мский университе́т и́мени Ку́нта-Хаджи́, российская мусульманская организация высшего образования. Основана в 2009 г. в г. Грозный. Ведёт подготовку специалистов по исламской теологии, служителей и персонала религиозных организаций. Один из исполнителей Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама. С 2009 г. ректор – А. А.-М. Мутушев. РИУ имени Кунта-Хаджи тесно сотрудничает с религиозными вузами России, ближнего и дальнего зарубежья (Кувейт, Египет, Сирия, Иордания). Вузом-партнёром является Пятигорский государственный университет.Религиозные учения, доктрины СуфизмСуфи́зм, аскетически-мистическое направление в исламе, включающее как учение, так и аскетическо-созерцательные практики, образ жизни последователей и их объединения. Термин «суфизм» появился в начале 9 в.; в течение 9 в. были разработаны учение и мистические практики суфизма, создан ряд суфийских школ. В основе суфийского учения лежит идея о пути к Богу и спасению в будущей жизни (араб. «тарика»), который подразделяется на несколько этапов. Для суфизма характерно представление об имманентном присутствии Бога в земном мире и о возможности интуитивного познания Бога. Учение суфизма развивали такие авторы, как Газали, Ибн аль-Араби, Хасан аль-Басри и др. Суфийские ритуалы включают 2 основных вида духовных музыкальных практик: сама (слушание) и зикр. В рамках суфизма возникла система братств, возглавляемых шейхами. В суфизме распространено почитание святых. Суфизм существует по настоящее время и имеет как сторонников, так и противников. 12345