#Ислам в РоссииИслам в РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИслам в РоссииИслам в РоссииНайденa 71 статьяРелигиозные деятелиРелигиозные деятели Сыновья Багаутдина ВаисоваСыновья́ Багаутди́на Ваи́сова, сыновья Б. Ваисова и члены «Божьего полка староверов-мусульман», участвовали в движении на разных этапах. Наиболее известными стали Гайнанетдин – лидер ваисовского движения и руководитель общины (1905–1918), издатель ряда сочинений религиозно-нравственного и политического характера, и Газизян, также возглавлявший ваисовское движение (1918–1923). Гайнанетдин внёс значительный вклад в «реабилитацию» доброго имени своего отца.Религиозно-философские школы, направления, движения ДжадидизмДжадиди́зм, общественно-политическое и интеллектуальное движение в Российской империи в конце 19 – 1-й четверти 20 вв. за обновление исламской культуры и мусульманского общества Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии. Происхождение термина связано с внедрением в обучение в медресе нового метода – одного из важнейших элементов реформы образования.Религиозные деятели Рамзи МурадРа́мзи Мура́д (1853, по другим данным, 1854 или 1855 – 1934, по другим данным, 1935), мусульманский религиозный деятель, богослов, член суфийского братства Накшбандийа, татарский историк, публицист и общественный деятель, автор многочисленных работ богословского, исторического и поэтического характера, написанных на арабском и старотатарском языках. Основное историческое сочинение – «Тәлфик әл-әхбәр вә тәлких әл-асар фи вәкаиг Казан вә Болгар вә мөлүк әт-татар» («Известия и сведения о событиях в Казани, Булгаре и о татарских царях», 1908).Учёные Богуславский Дмитрий НиколаевичБогусла́вский Дми́трий Никола́евич (1826–1893), русский офицер, генерал-лейтенант (1878). В конце 1850-х гг. выполнял ряд ответственных поручений в ходе Крымской войны (1853–1856), а затем был приставом при пленённом имаме Шамиле. В 1860–1870-х гг. причислен к Азиатскому департаменту МИД и в 1862–1870 гг. исполнял функции переводчика (драгомана) дипломатической миссии в Константинополе (Стамбуле). В этот период способствовал установлению контактов с османскими и персидскими модернистами, такими как Мирза Мальком-хан и Ризкалла Хассун (1825–1880). В этот же период занимался собиранием книг по праву, истории и литературе Ближнего Востока. В 1871 г. подготовил перевод Корана на русский язык, обнаружив неточности в прежних изданиях. При подготовке своего перевода и комментариев к нему пользовался книгой «Тафсир аль-меуакиб» Исмаила Ферруха-эфенди. Однако отказался от публикации перевода, поскольку ознакомился с изданным в 1878 г. переводом Г. С. Саблукова. Переложение Корана, выполненное Богуславским, считается первым по времени переводом, выполненным с арабского оригинала. Книга получила в целом доброжелательные отзывы академических востоковедов в начале 20 в. Тем не менее публикация издания затянулась до 1995 г.Религиозно-философские школы, направления, движения КадимизмКадими́зм, мировоззренческая установка, форма проявления религиозного консерватизма, направленная на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественных отношений и социальных институтов, сформировавшихся в мусульманском сообществе в процессе его развития. Крупными представителями кадимизма были И. Динмухамметов, Г. Мухутдинов, М.-В. Хусаинов. М.-Г. Г. Курбангалиев, М. Рамзи и др.Политические объединения Всероссийский мусульманский народный союз «Сират аль-Мустаким»Всеросси́йский мусульма́нский наро́дный сою́з «Сира́т аль-Мустаки́м», политическая организация консервативного толка, созданная группой мусульманских деятелей в 1913–1914 гг., среди которых ахун Санкт-Петербурга М.-С. Г. Баязитов, столичный купец Ф. А. Байрашев, ахун первой соборной мечети г. Троицк Ахмад Хаджи Рахманкулов и др. Организация не была легализована из-за насторожённого отношения некоторых государственных структур к появлению политической силы, претендующей на представление интересов всех мусульман на территории Российской империи.Религиозные сооружения Нижегородская ярмарочная мечетьНижегоро́дская я́рмарочная мече́ть (1827–1920), мусульманский центр во время сезонной работы Нижегородской ярмарки в 19 – начале 20 вв. Деревянное здание было построено в 1817 г., каменное (архитектор А. Л. Леер) – в 1827 г. По своей планировке (круглое здание с низкой крышей, завершающейся большим куполом) похожа на иерусалимскую мечеть Куббат ас-Сахра.Общественно-политические издания «Терджиман»«Терджима́н» (до декабря 1905 – «Переводчик-Терджиман»), общественно-политическая, литературная, научно-популярная газета в Российской империи, Российской республике. Основатель, издатель и главный редактор (1883–1914) – И. Гаспринский, затем издателем и главным редактором был его сын Р. Гаспринский (1914–1918). Одна из первых газет для мусульман в Российской империи (в 1891–1903 являлась единственным частным периодическим изданием для мусульман в России). Издавалась на двух языках – русском и т. н. общетюркском (на арабской графике).Религиозные сооружения Нижегородская соборная мечетьНижегоро́дская собо́рная мече́ть, духовный центр мусульман г. Нижний Новгород и Нижегородской области. Расположена на месте исторического проживания татар г. Нижний Новгород (не позднее чем с 17 в.). Мечеть принадлежит мусульманской общине города и вмещает до 5 тыс. верующих.Конфессиональные организации Центральное духовное управление мусульман РоссииЦентра́льное духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́и, централизованная религиозная организация мусульман. Старейшее и одно из крупнейших по количеству общин межрегиональное духовное управление мусульман в современной России. В 1948–1992 гг. именовалось Духовным управлением мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). 12345