Медресе Галия
Медресе́ Галия́, мусульманское учебное заведение Российской империи «новометодной» (джадидской) направленности, работавшее с 1906 по 1919 гг. Открыто в октябре 1906 г. при второй соборной мечети в г. Уфа по инициативе мусульманского религиозного деятеля, богослова и педагога З. Камали, который руководил медресе вплоть до его закрытия. В 1907 г. на средства благотворителей было построено трёхэтажное здание медресе по улице Уфимской (ныне улица Чернышевского, 5). Наименование происходит от «гали» – «благородный», т. е. место, где дают «благородные» знания.
Исследователи выделяют три этапа в развитии медресе:
1-й этап (1906–1907) – период становления, когда были определены основные направления и принципы обучения, создана солидная материальная база. От традиционных медресе его отличало повышенное внимание к светским знаниям и осмысленное изучение исламской религии на основе первоисточников – Корана и хадисов.
На 2-м этапе (1908–1912) медресе развивалось как центр светского образования, активно используя новые методы обучения (дидактические материалы и пр.). В свободное от занятий время ученики (шакирды) занимались музыкой, посещали театры, кружки, издавались газеты на национальных языках, научно-литературный журнал «Парлак».
На 3-м этапе (1913–1917) главным образом расширялись светские образовательные программы. В 1913 г. в нём получали знания 94 учащихся и 20 вольнослушателей, национальный и социальный состав которых был весьма разнородным (здесь обучались башкиры, татары, казахи и др.). В студенческой среде медресе преобладали демократические настроения.
Обучение велось в течение 6 лет. Возраст абитуриентов – 15–45 лет, они принимались на основе экзамена по окончании начальной школы. Помимо религиозных дисциплин преподавались история и философия ислама, языки (арабский, турецкий, русский, тюрки), психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание, география, естествознание, физика, химия и др. Имелись хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, а также богатая библиотека. Медресе выписывало газеты и журналы на русском, татарском, арабском и турецком языках.
Медресе имело авторитетный преподавательский состав. В него входили: З. Х. Кадыров, С. Зиганшин, Л. Биксурин, Г. Терегулов, Х. Зайни, Х. Фазылов, И. Абдишев и ряд других, имевших серьезную подготовку. В 1915 г. по просьбе шакирдов в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г. Ибрагимов, историю тюркских народов – А.-З. А. Валидов. Первым татарским педагогом-женщиной в медресе стала Ф. А. Давлеткильдеева, преподававшая историю и теорию педагогики.
В период с 1906 по 1919 гг. медресе окончили свыше 1,4 тыс. человек, из них только 35 (по другим данным – 37) стали священнослужителями. Более 250 выпускников стали учителями в начальных и средних школах, более 300 – врачами и инженерами, научными работниками, агрономами. Среди наиболее известных выпускников медресе писатели, видные общественные и политические деятели – М. Гафури, Ш. Бабич, Х. Туфан, С. Кудаш, К. Хакимов, К. Идельгужин, различные деятели народного образования советского Казахстана.
С медресе связаны имена учёных, писателей, деятелей культуры узбекского (М. Шермухаметов, Б. Салиев), адыгейского (Т. Керашев, А. Хатков) и других народов.
Медресе содержалось на частные пожертвования, также взымалась плата за обучение (с 1911 она составляла около 60 руб. в год).
В 1919 г. медресе было преобразовано в мужскую общеобразовательную школу 2-й ступени для башкир и татар. Позже в восстановленном здании находилась школа-интернат № 92.
В январе 1989 г. при Центральном духовном управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири в здании бывшего медресе было открыто медресе имени Ризаэтдина ибн Фахретдина (директор – К. Салимов). Это было первое духовное учебное заведение, учреждённое в стране во время перестройки.
С 2001 г. в здании размещается Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России.
С начала 2000-х гг. в Башкортостане регулярно проходят научные и общественные мероприятия, посвящённые истории медресе, поддерживаются инициативы по изучению его педагогического опыта.