Гаспринский Исмаил
Гаспри́нский Исмаи́л [Исмаил Мустафа-Оглу Гаспринский, Исмаил-бей Гаспралы, тат. Исмәгыйль Гаспринский, крымско-тат. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı)] [8(20).3.1851, деревня Авджикой Ялтинского уезда Таврической губернии – 11(24).9.1914, Бахчисарай], крымско-татарский общественный деятель, просветитель, писатель-публицист, издатель, педагог, идеолог и практик джадидизма, автор концепции «единства языка, действий и мысли» тюркских народов, один из основателей культурного пантюркизма.
Биография
Дворянин. Отец Гаспринского – Мустафа Али-оглу, уроженец деревни Гаспра (Махульдурской волости Симферопольского уезда Таврической губернии), некоторое время живший там. Отсюда и фамилия Исмаила – Гаспралы (Гаспринский). Мать – Фатма-Султан, дочь крымского мурзы Темир-Гази Кантакузова; современники часто называли Гаспринского «крымский мурза».
Учился в мектебе в Бахчисарае, куда перебралась семья Мустафы; учителем был Хаджи-Исмаил эфенди. Обучался в казённой мужской гимназии в Симферополе в 1861–1863 гг., затем в Воронежском кадетском корпусе. В феврале 1864 г. был переведён во 2-ю (Милютинскую) Московскую военную гимназию, что дало ему возможность войти в столичный круг передовой русской интеллигенции. На становление его мировоззрения большое влияние оказал М. Н. Катков. Не окончив гимназии, вернулся в Крым в 1867 г. С 1867 г. преподавал русский язык в медресе Зинджирлы в Бахчисарае и в деревне Дурекой в предместье Ялты. Весной 1868 г. получил звание учителя городских училищ. Был знаком с венгерским востоковедом А. Вамбери. С 1871 г. (по другим данным, с 1873) продолжил образование в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве и секретарём И. С. Тургенева. В 1874–1875 гг. сотрудничал как корреспондент в нескольких российских газетах в Стамбуле. За границей написал работы «Мусульманское сообщество России» и «Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию» (издана в 1885). Вернулся на родину, приобрёл известность как преподаватель и литератор. В марте 1878 г. избран депутатом (гласным) в Бахчисарайскую городскую думу; городской голова Бахчисарая (1879–1884).
Первым издательским опытом Гаспринского были литературно-публицистические сборники: «Первенец» (1880), «Заря» (1881), «Новое зеркало» (1882), «Тюркский ежегодник, или Календарь» (1882). С 10(22) апреля 1883 г. выпускал в Бахчисарае на тюрки и русском языке (с 1905 только на тюрки) первую мусульманскую газету России «Тарджеман». С конца 1905 г. начал издавать первый крымско-татарский журнал для женщин «Алем-и нисван» («Женский мир»). В 1906 г. добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже создал еженедельную газету «Миллет» («Народ») – печатный орган мусульманской фракции Государственной думы Российской империи.
В 1884 г. в Бахчисарае открыл первую во всём мусульманском мире реформированную школу, где обучение грамоте осуществлялось на родном языке учащихся новым джадидистским звуковым методом вместо прежнего буквослагательного, вводилась классно-урочная система, появилась европейская мебель, стали преподавать не только богословские, но и светские дисциплины. Написал и издал серию учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Учитель и ученик», составленный в 1887 г.
Поддерживал связи с мусульманской интеллигенцией Поволжья, Восточного Закавказья и Туркестана. Пропагандировал идеи культурно-национального возрождения мусульманского Востока в ходе многочисленных поездок по России и зарубежным странам (Индия, Египет и др.). В ходе Революции 1905–1907 гг. принял участие в крестьянских съездах Крыма, трёх Всероссийских мусульманских съездах 1905–1906 гг. Участвовал в создании первой мусульманской партии в России Иттифак аль-муслимин, входил в состав ЦК этой партии.
Награждён рядом иностранных орденов: бухарским Золотым орденом Восходящей Звезды 3-й степени (1893), турецким Меджидие 4-й степени (1894) и персидским Льва и Солнца 4-й (1904) и 3-й степени. Также был удостоен бронзовой медали санкт-петербургского Русского технического общества (1897) за просветительскую и научную деятельность в составе Таврической губернской научной архивной комиссии. В 1912 г. научные круги Франции выдвинули его на Нобелевскую премию мира.
Взгляды
В сферу основных интересов Гаспринского входили вопросы единства российских мусульман, сближения мусульман России с русскими, развития системы мусульманского образования на новометодной основе, накопления и передачи научных знаний на татарском языке, облегчения условий печатного дела на татарском языке. Он критиковал застой исламской мысли и исламской цивилизации, считая механизмами выхода из него совершенствование методики обучения в мусульманских учебных заведениях (в первую очередь, внедрение звукового метода – усуль-джадид) и развитие печатного дела на тюрки. Разработанная им методика преподавания в мектебе и медресе породила течение джадидизма. Сам Гаспринский подчёркивал, что от предложенных им мероприятий в деле достижения единения российских (как он писал, «русских») мусульман не должны пострадать никоим образом «ни интересы русского языка, ни интересы государства» (Гаспринский. 2011. С. 96). Однако в условиях резкой политизации общественной жизни российского общества в начале 20 в. власть рассматривала пантюркизм и панисламизм как угрозу целостности государству, а деятельность Гаспринского – как основу усиления опасности отделения мусульманской части России от империи. Ныне страхи перед «пантюркизмом» Гаспринского не играют существенной роли в публичном пространстве. Ещё во 2-й половине 20 в. началась переоценка деятельности видного публициста и просветителя (Л. Л. Беннигсен, С. М. Червонная и др.).
Автор ряда литературных произведений, таких как «Русское мусульманство» (1881), «Русско-восточное соглашение» (1896), повесть-утопия «Мусульмане страны благоденствия, или блаженства» (часть романа «Французские письма», 1891) и др.
Похоронен в Бахчисарае на территории медресе Зинджирлы.
Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила 2014 г. годом памяти выдающегося крымско-татарского общественного деятеля мирового масштаба Исмаила Гаспринского. Памятники ему установлены в Симферополе и Бахчисарае. Именем Гаспринского названы улицы, библиотеки и школа в Симферополе. Медаль Гаспринского – государственная награда Республики Крым, учреждённая в 2016 г.