Лозовая Ирина Евгеньевна
Лозова́я Ири́на Евге́ньевна (5.2.1950, Москва – 9.7.2017, там же), российский музыковед, исследователь восточно-христианского церковно-певческого искусства. Кандидат искусствоведения (1987).
Родилась в семье военного инженера Евгения Фёдоровича Лозового. В 1971 г. окончила с отличием теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, в 1976 г. – теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (дипломная работа «Мелодия и слово в песнопениях знаменного распева XVII–XVIII вв.»); среди учителей: Д. А. Блюм, В. П. Фраёнов, Е. М. Царёва, Ю. Н. Холопов, Н. С. Николаева, Е. Г. Сорокина. С 1973 г. под влиянием мужа, М. Г. Коллонтая, стала заниматься исследованием древнерусской церковно-певческой традиции (курсовая работа «Принцип обработки С. В. Рахманиновым народной песни и знаменного распева», 1974; руководитель А. И. Кандинский). В 1981 г. окончила аспирантуру консерватории под руководством В. Н. Холоповой (кандидатская диссертация «Самобытные черты столпового знаменного распева», 1987).
В 1976–1989 гг. научный редактор издательства «Советская энциклопедия», в котором в эти годы шла работа над шеститомной «Музыкальной энциклопедией» и однотомным «Музыкальным энциклопедическим словарём»; в 1990–1993 гг. работала в издательстве «Композитор».
В 1992–1997 гг. преподавала в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. С 1993 г. преподаватель, с 2000 г. профессор кафедры истории русской музыки Московской консерватории, где вела авторский спецкурс истории русской церковной музыки 11–17 вв. Составитель программы учебного курса истории и теории древнерусского и византийского церковно-певческого искусства, автор лекций, дидактических таблиц и иллюстративных материалов; из опубликованных – учебное пособие «Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.): Формульная структура. Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI–XVII вв.» (М., 2015). Под руководством И. Е. Лозовой подготовлены кандидатские диссертации О. В. Тюриной, И. В. Стариковой, А. А. Лукашевича, посвящённые исследованию древнерусского церковного певческого искусства.
Создатель (1995) и руководитель (до 2017) Кабинета русской церковной музыки имени протоиерея Д. В. Разумовского в Московской консерватории (с 1998 Научный Центр, с 2005 Научно-исследовательский Центр, с 2018 Научно-творческий Центр при кафедре хорового дирижирования). В нём по инициативе И. Е. Лозовой научные сотрудники и приглашённые специалисты читали факультативные курсы «Знаменное пение», «Музыкальная палеография», «Введение в греческую палеографию», «Греческая палеография», «Славянская палеография», «Греческий язык», «Латинский язык», «Введение в византийское и древнерусское искусство», «Введение в историю богослужения Православных Церквей»; благодаря Лозовой при Центре создан ансамбль древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон» (2010; художественный руководитель А. А. Елисеева).
Организатор международных научных конференций в Московской консерватории (1996, 2000, 2005, 2009, 2014), по материалам которых под её редакцией были изданы семь сборников учёных записок «Гимнология».
В 1998 г. И. Е. Лозовая стала членом Научно-редакционного совета и научным куратором по теме «Церковная музыка» в редакции «Богослужение и церковная музыка» церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (с 2004 в редакции «Церковная музыка»). Ею был составлен словник, включающий в себя основные понятия, персоналии и исторические очерки по церковному пению России, Греции, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Болгарии, Сербии, Молдавии, Румынии, а также по западной церковной музыке. Кроме того, в словник вошла информация из неосуществлённого русско-немецкого проекта по созданию трёхтомного словаря «Древнерусская музыка», над разработкой концепции которого Лозовая работала в начале 1990-х гг. Благодаря ей авторами и рецензентами «Православной энциклопедии» стали ведущие российские и зарубежные исследователи. Для вводного тома «Русская Православная Церковь» (2000) Лозовая написала очерк истории отечественного церковного пения (в соавторстве с Е. Ю. Шевчук), где впервые на высоком научном уровне систематизированы современные знания о древнерусском певческом искусстве, а также соответствующий раздел в статье о русской церковной науке.
Автор многочисленных статей, посвящённых проблемам истории и теории восточно-христианского литургического пения, в научных сборниках и в энциклопедических изданиях: «Die Musik in Geschichte und Gegenwart», «Православная энциклопедия» и др. В качестве специалиста по раннему периоду развития русского церковного пения написала историко-теоретические статьи: «Знаменная нотация», «Знаменный распев», «Азбука певческая», «Аненайка», «Асматик», «Беспометная нотация», в соавторстве: «Автентический лад», «Аллилуия», «Глас»; статьи о М. Велимировиче, церковном композиторе протоиерее Н. А. Ведерникове.
В исследованиях И. Е. Лозовой были заданы основные векторы развития русской медиевистики, важнейшим из которых остается реконструкция древней знаменной нотации на основе изучения византийских и древнерусских источников 12–17 вв.
Для научного стиля И. Е. Лозовой характерен комплексный подход к изучению литургических певческих книг, поскольку их исследование, по её замечанию, «непременно предполагает единство методов исторического и теоретического музыкознания, исторической литургики и филологии, текстологии, палеографии и кодикологии» (Лозовая И. Е., 2009. С. 5). Другим важным аспектом в её исследовательской работе было рассмотрение древнерусской певческой традиции как части наследия церковной культуры Византии. По утверждению Лозовой, «без владения комплексом сведений в области византийской певческой культуры многое в древнерусском церковно-певческом искусстве остается непонятным – ведь его корни исходят из этой великой музыкально-литургической традиции. Богослужебный устав, система песнопений и их тексты, система осмогласия, способы построения мелоса и формы его записи – нотация – всё это было принесено на Русь из Византии и осваивалось с помощью византийских священнослужителей и мастеров пения» (Знакомство с Храмом ... 2013).
Основным объектом исследований И. Е. Лозовой с конца 1990-х гг. стала уникальная древнерусская певческая книга Параклит (Государственный исторический музей, Типографское собрание, № 80), результатом работы с которой стала монография «Древнерусский нотированный Параклит XII в.: Византийские источники и типология древнерусских списков» (М., 2009). В течение последних лет жизни Лозовая готовила к публикации вторую часть исследования, посвящённую нотации и мелодическому содержанию песнопений книги Параклит. В личном архиве автора сохранились отдельные разделы этой части, описывающие функционирование некоторых знаков древней знаменной нотации согласно созданным ею сравнительным таблицам ирмосов (по древнерусским и византийским рукописным источникам) и приведённым из них формулам.
Многие научные и научно-методические работы, хранящиеся в архиве Лозовой, не опубликованы.
Награждена Орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги 3-й степени (2007).