Эволюционное учение
Эволюцио́нное уче́ние (эволюционистика, теория эволюции), наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биологическими науками.
Этапы развития
Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобразованиях организмов. Для этого периода был характерен умозрительный подход к изучению природы. Дальнейшее развитие эволюционного учения в рамках этого подхода продолжали философы и естествоиспытатели 17 – начала 19 вв., сторонники трансформизма (Р. Гук, Э. Дарвин, Д. Дидро, Ж.-Л. де Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Илер, И. В. Гёте, К. Ф. Рулье). Трансформисты не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции. Однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения: сущность и причины эволюции организмов, причины целесообразного устройства и многообразия форм организмов, сходств и различий между разными видами, а также причины прогрессивной эволюции и одновременного существования групп, достигших разной высоты организации, причины вымирания отдельных видов и таксонов. Осознание этих проблем и рост научных знаний подготовили новый этап – формирование теорий эволюции.
Эволюционные идеи
Создателем первого целостного эволюционного учения был Ж.-Б. де Ламарк. Его концепция (1809) носила ещё умозрительный характер (основывалась на ряде постулатов), а объяснение прогрессивной и приспособительной эволюции изначальными свойствами организмов было телеологичность и метафизичность. Научные основы эволюционного учения заложил Ч. Дарвин (1859), открывший движущие силы эволюции организмов – борьбу за существование и естественный отбор, и предложивший научное материалистическое решение основных проблем эволюционного учения. Одновременно с распространением дарвинизма сторонники идеалистической и телеологической концепций во 2-й половине 19 вв. воскресили (часто в видоизменённом виде) отдельные положения ламаркизма. Однако дарвинизм, получая со временем новые подтверждения и доказательства, приобрёл практически всеобщее признание. В последарвиновский период, основным содержанием которого стал анализ механизмов и закономерностей эволюции, в разработку эволюционного учения внесли вклад многие учёные: В. О. Ковалевский, А. Вейсман, Т. Х. Морган, А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен, Н. И. Вавилов, Ф. Г. Добржанский, С. С. Четвериков, С. Райт, Н. П. Дубинин, Р. Э. Фишер, Дж. Б. С. Холдейн, Н. В. Тимофеев-Ресовский, Э. Майр, Дж. Хаксли, Дж. Г. Симпсон и многие др. Комплекс представлений об эволюционном процессе, сложившихся в 1930–1950-х гг., называется синтетической теорией эволюции. С позиций современного эволюционного учения, важнейшими факторами эволюции являются мутации и естественный отбор. Совокупность этих факторов необходима и достаточна для осуществления эволюционного процесса. Отбор определяет развитие приспособлений организмов к условиям внешней среды, непосредственно воздействуя на фенотипы организмов. В результате отбираются не отдельные признаки и аллели, а целые генотипы, которые обладают определённой нормой реакции на внешние воздействия, обеспечивающие возможность возникновения в онтогенезе разных вариантов (модификаций) фенотипических признаков в ответ на разные условия развития. Элементарными единицами эволюции являются популяции, изменения генофондов, которые под воздействием отбора, генетического дрейфа и ряда других факторов представляют собой сущность микроэволюции, приводящей к возникновению новых видов организмов. Отбор действует на всех стадиях онтогенеза особей данного вида; филогенез представляет собой генетический ряд онтогенезов. Эволюционное формирование новых типов организаций, характеризующих новые надвидовые группы (макротаксоны), называемое макроэволюцией, происходит на основе интеграции микроэволюционных изменений в определённых направлениях. На уровне макроэволюции проявляются общие закономерности и направленность филогенеза. Направления эволюционных преобразований конкретных групп организмов определяются помимо естественного отбора, также системами эволюционных ограничений и запретов, накладываемых особенностями организации данного макротаксона. На современном этапе эволюционное учение (как наука об эволюции) включает также разделы, связанные с историей развития эволюционных взглядов, новые эволюционные гипотезы и концепции (в том числе и не признающие естественный отбор в качестве главного эволюционного фактора). Оно находится на пороге очередного этапа развития, основная задача которого – познание механизмов эволюционных процессов, что позволит предсказывать конкретные возможности эволюционных преобразований организмов и на этой основе управлять эволюционным процессом.