Ламаркизм
Ламарки́зм, первое целостное учение об эволюции живой природы, предложенное Ж.-Б. де Ламарком на рубеже 18–19 вв.
Основные положения ламаркизма
Ламарк объяснял эволюцию от простейших организмов до высших форм действием градации – внутреннего «стремления к совершенству», присущего всему живому. Эта особая «сила» действует автономно от среды, непрерывно и постепенно, строго равномерно (пропорционально времени). Она управляет усложнением организации целенаправленно, продвигая животных к высшей степени совершенства, и обусловливает неизбежный их переход от одной ступени организации к другой (черви, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, четвероногие).
Градация легко прослеживается при сравнении крупных таксонов (типов, классов) и органов, имеющих жизненно важное значение; прежде всего это относится к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Ламарк трактовал градацию как «закон природы», понимая под природой совокупность основных законов бытия и развития, созданных Творцом. Его градация стала прообразом всех последующих автогенетических и телеологических законов, выдвинутых в биологии после укоренения в ней идеи эволюции.
Разнообразие форм в пределах каждой градации Ж.-Б. де Ламарк объяснял действием законов прямого или косвенного приспособления организмов к внешней среде и закона наследования приобретённых признаков. Постулируя целесообразность в живой природе как изначальную и абсолютную, он рассматривал процесс, совершающийся внутри вида на протяжении многих поколений, как чисто физиологический или волевой акт отдельно взятого организма.
Допуская непрерывное самозарождение видов, Ламарк утверждал, что у самых примитивных организмов жизнь поддерживается благодаря постоянно притекающим и улетучивающимся тонким флюидам (теплород, свет, электричество и другие материальные субстанции – носители энергии). Жизнь на этой стадии целиком обязана внешней среде, которая через флюиды прямо воздействует и изменяет простейшие формы. Вызывая и поддерживая жизнь, среда выступает как непосредственная причина разнообразия форм в пределах первой ступени организации.
Более совершенные, но ещё «донервные животные» и растения видоизменяются флюидами не непосредственно, а через питание. С появлением нервной системы, которая как бы улавливает флюиды и заключает их внутрь организма, влияние внешней среды на эволюцию приобретает косвенный и более сложный характер. Изменение среды вызывает изменение потребностей организмов, что ведёт к изменению их привычек, которые обусловливают усиление или ослабление функции того или иного органа, к интенсивному употреблению одних органов и неупотреблению других, вызывая адекватное изменение их формы и размеров. Чаще функционирующие органы увеличиваются и развиваются, а неупотребляемые ослабевают и исчезают. Эти морфофункциональные изменения передаются по наследству, усиливаясь в поколениях.
Иначе объяснял Ламарк причины эволюции пассивных адаптаций: изменение обстоятельств сопровождается появлением новых потребностей и привычек, которые возникают под действием «напряжения внутреннего чувства» и «воли», обеспечивающих приток флюидов к рогам, панцирям и другим подобным образованиям. Психогенными факторами объяснялось и возникновение новых органов. Таким образом, в отличие от закона градации, причины эволюции в пределах каждой ступени организации имели единую материально-энергетическую природу (действие флюидов), но с усложнением организации претерпевали качественное преобразование, свидетельствуя об эволюции самих механизмов эволюции.
Прогрессивное значение ламаркизма
Ж.-Б. де Ламарк собрал огромный материал в пользу идеи эволюции: указал на сходство ископаемых групп беспозвоночных с ныне живущими; поставил проблему реальности видов, отмечая большую амплитуду географической изменчивости видов и размытость границ между видом и разновидностью, сильную изменчивость одомашненных животных и культурных растений, межвидовую гибридизацию и т. д.
Впервые предложил генеалогическую интерпретацию иерархической системы организмов, уже не вписывающуюся в линейную «лестницу существ», а изображённую им скорее в виде ветвящейся классификации, напоминающей современные диаграммы. Ламарк назвал неполноту палеонтологической летописи главной причиной отсутствия переходных форм среди ископаемых и сделал многие опережающие время обобщения о факторах формообразования в онтогенезе.
Плодотворными были также его идеи о длительности геологической истории и возможности крупных преобразований за счёт суммирований мелких изменений в масштабах времени, несравнимого с человеческой жизнью. Впервые была поставлена проблема происхождения человека от обезьяны, высказана гипотеза о возможных механизмах антропогенеза, основных его «изобретениях», превративших обезьяну в человека (прямохождение, речь, сознание), и о связи этих изменений с преобразованиями мозга.
Критика ламаркизма
Однако Ж.-Б. де Ламарк не только не убедил современников в правильности своей концепции, но и надолго дискредитировал саму идею эволюции живого в глазах научного сообщества, отрицая реальность и постоянство вида и постулируя наличие силы и законов, недоступных экспериментальной проверке. На фоне революции в физике и химии, покончившей со всякого рода флюидами, его рассуждения о неких материально-энергетических основах эволюции выглядели анахроничными и натурфилософскими.
Откровенная телеологическая направленность ламаркизма также не могла удовлетворить биологов, ищущих естественно-научное объяснение целесообразности в живой природе. Резкая критика воззрений Ламарка в трудах Ж. Кювье, Ч. Лайеля, Л. Агассиса и др. показала научную несостоятельность выдвигаемых им доводов и постулируемых законов эволюции с точки зрения палеонтологии, т. к. Ламарк отрицал вымирание видов.
Возрождение ламаркизма в 20 в.
Лишь после того как идея эволюции утвердилась в биологии благодаря теории естественного отбора Ч. Дарвина, ламаркизм был извлечён из забвения и стал знаменем многих биологов-эволюционистов, не приемлющих вероятностно-статистическое объяснение эволюции. Сформировался мощный фронт антидарвиновских концепций эволюции (механоламаркизм, психоламаркизм и т. д.), опиравшихся или на ламаркизм в целом, или на его отдельные стороны (неоламаркизм).
Особенно долго влияние ламаркизма сказывалось во Франции и в СССР, где воззрения Т. Д. Лысенко, построенные на принципах единства организма и среды, а также наследования приобретённых признаков, были объявлены «советским творческим дарвинизмом» и пользовались поддержкой И. В. Сталина и Н. С. Хрущёва.
Многочисленные эксперименты, доказавшие ненаследование приобретённых признаков, и успехи генетики в 20 в. свели на нет влияние ламаркизма. Тем не менее всё чаще поднимается вопрос уже о молекулярно-генетических и биохимических основах наследования приобретаемых признаков и предпринимаются попытки истолковать ряд новейших достижений в изучении цитоплазматической и эпигеномной наследственности, мобильных генов и т. д. с позиций ламаркизма.