#Теории в эволюцииТеории в эволюцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеории в эволюцииТеории в эволюцииНайденo 7 статейНаучные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели НомогенезНомогене́з, эволюционная концепция, предложенная в 1922 г. Л. С. Бергом как альтернативная дарвинизму; построена на принципах внутренней запрограммированности, строгой направленности и финальности эволюционного процесса, а также изначальной целесообразности организации и функционирования живой материи, заложенной в структурных свойствах белковых молекул. В номогенез вошли основные положения автогенеза, эктогенеза и неокатастрофизма. Номогенез отрицал значение борьбы за существование и естественного отбора как факторов эволюции.Научные теории, концепции, гипотезы, модели ЛамаркизмЛамарки́зм, первое целостное учение об эволюции живой природы, предложенное Ж.-Б. де Ламарком на рубеже 18–19 вв. Ламарк объяснял эволюцию от простейших организмов до высших форм действием градации – внутреннего «стремления к совершенству», присущего всему живому. Эта особая «сила» действует автономно от среды, непрерывно и постепенно, строго равномерно (пропорционально времени). Она управляет усложнением организации целенаправленно, продвигая животных к высшей степени совершенства, и обусловливает неизбежный их переход от одной ступени организации к другой (черви, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, четвероногие). Градация легко прослеживается при сравнении крупных таксонов (типов, классов) и органов, имеющих жизненно важное значение; прежде всего это относится к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Ламарк трактовал градацию как «закон природы», понимая под природой совокупность основных законов бытия и развития, созданных Творцом. Его градация стала прообразом всех последующих автогенетических и телеологических законов, выдвинутых в биологии после укоренения в ней идеи эволюции.Научные теории, концепции, гипотезы, модели НеоламаркизмНеоламарки́зм, термин предложенный американским учёным А. Пакардом (1888) для обозначения ряда эволюционных концепций, опирающихся или на учение Ж.-Б. Ламарка в целом, или на какие-либо отдельные его стороны. В неоламаркизме обычно выделяют несколько направлений: собственно неоламаркизм связан с попыткой возродить в модернизированном виде все основные стороны учения Ламарка; ортоламаркизм постулирует жёсткую направленность эволюционного развития или даже его изначальную запрограммированность; психоламаркизм рассматривает в качестве причин эволюции сознательные волевые акты; механоламаркизм сводит весь процесс эволюции к прямому или функциональному приспособлению путём наследования приобретаемых признаков; ламаркодарвинизм придаёт наследованию приобретённых признаков ведущую роль в эволюции, а естественному отбору – второстепенную.Термины Стабилизирующий отборСтабилизи́рующий отбо́р, один из вариантов естественного отбора, при котором репродуктивное преимущество дают усреднённые значения признака, а крайние значения признака отбором не поддерживаются. Стабилизирующий отбор идёт при неизменяющихся условиях окружающей среды.Термины Дизруптивный отборДизрупти́вный отбо́р, один из вариантов естественного отбора, при котором крайние значения признака дают более выраженное репродуктивное преимущество, чем усреднённые. Благоприятствует нескольким направлениям изменчивости и приводит к появлению двух или более заметно различающихся фенотипов. Промежуточные состояния фенотипа при этом исключаются, поскольку не дают особи преимущества для выживания и размножения.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Эволюционное учениеЭволюцио́нное уче́ние, наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биологическими науками.Теологи Тейяр де Шарден ПьерТейя́р де Шарде́н Пьер (1881–1955), палеонтолог и антрополог, христианский мистик, философ и теолог, синтезировавший учение католической церкви с теорией эволюции. Главный труд – «Феномен человека» (Le Phénomène humain, 1955) стал бестселлером мировой богословской литературы. Предметом его интереса были социальная, культурная и духовная эволюция человечества, а также место религии, духовности и мистицизма в истории человеческой цивилизации. Известен своим эволюционистским взглядом на цель человеческого существования, согласно которому человек призван развиваться ментально, социально и духовно, чтобы достигнуть конечного пункта духовного единения, который он называл «точкой Омега».