Коропчевский Дмитрий Андреевич
Коропче́вский Дми́трий Андре́евич (Карапчевский; псевдоним Г. Таранский) [5(17).7.1842, Москва – 18(31).12.1903, Санкт-Петербург], российский издатель, писатель, публицист, этнограф. Дворянин. В 1859–1863 гг. учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета; на последних курсах под влиянием лекций профессора Г. Е. Щуровского занялся антропологией, археологией и этнографией. В 1863–1867 гг. служил в канцелярии московского генерал-губернатора. С 1868 г. в Санкт-Петербурге. В 1870–1878 гг. на свои средства издавал журнал «Знание», ставивший целью ознакомить русского читателя с достижениями европейской науки; издательством журнала были выпущены переводы Коропчевского сочинений Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), Э. Тайлора «Первобытная культура» (1872–1873), Дж. Леббока «Начало цивилизации» (1876), Э. Реклю и др. В 1878–1880 гг. редактор научно-литературного журнала «Слово», в 1881 г. – журнала «Новое обозрение». С 1885 г. печатал статьи по научным и общественным проблемам в журналах «Изящная литература», «Новь», «Журнал Министерства народного просвещения», «Мир Божий», «Русское обозрение», «Звезда» и ряде других. Публиковал повести и романы [наиболее известны повесть «Счастливые годы» и продолжающий её роман «Священный огонь» (журнал «Наблюдатель». 1890. № 9, 10; 1892. № 7–11)]; выступал также как театральный и литературный критик.
С 1898 г. читал лекции по географии на Женских педагогических курсах, в 1900 г. курсы антропогеографии на педагогических курсах в Павловске и этнографии на педагогических курсах в Саратове. В 1900 г. (после смерти Э. Ю. Петри) в должности приват-доцента (без защиты диссертации) продолжил чтение курса по этногеографии на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Автор очерков по этнографии народов различных регионов. Член Русского географического общества (1874), председатель Русского антропологического общества (1899–1902). Испытал влияние теории Ф. Ратцеля. В этнографии и антропогеографии видел средство нравственного воспитания и формирования целостного мировоззрения.