«Анучинская триада»
«Анучинская триада», понятие, используемое в отечественной этнографической науке с 1960-х гг. и обозначающее идею единства гуманитарных и естественных наук в исследованиях человека, включающее также историзм как неотъемлемый принцип комплексных исследований. Объединяет три науки – биологическую (физическую) антропологию, археологию и этнографию. Этот подход в российской науке связан с именем антрополога, географа и этнографа Д. Н. Анучина, а также идеями о месте этнографии и антропологии в научной номенклатуре, которые он развивал с 1880-х гг. В англоязычной традиции «анучинской триаде» в целом соответствует понятие «подход четырёх полей».
Предшественниками Д. Н. Анучина в комплексном подходе к антропологическому знанию можно считать К. М. Бэра, П. Топинара и П. Брока. Анучин так формулировал идею единства естественных и гуманитарных методов: «Кроме изучения рас в сравнительно-анатомическом, биологическом и психологическом отношениях, кроме исследования первобытной истории человека, в задачи антропологии входит ещё систематическое описание племён и составление их естественной классификации. Анализируя свойственные племенным группам признаки и особенности, изучая географическое распространение переселения, смешение, образование и вымирание народов, наука, в конце концов, имеет в виду синтез…» (Анучин. 1880. С. 59). Спектр дисциплин, которые Анучин в той же статье предполагает привлекать для изучения человека, оказывался чрезвычайно широким, включающим сравнительную анатомию, палеопатологию, эмбриологию, географию, археологию, психологию, лингвистику и др.
Схожих взглядов придерживался профессор первой кафедры географии и этнографии Санкт-Петербургского университета Э. Ю. Петри. Однако он видел обобщающую дисциплину в социологии. Этнография для него была наукой, «которая, опираясь на сумму всех сведений собранных… науками об индивидуальном человеке, сделает для человечества то же, что сделала анатомия для мира животного… <…> Этнология… соответствует до некоторой степени физиологии, но, конечно, является наукой высшего порядка и захватывает в свою область не только все науки об индивидуальном человеке, но и этнографию» (Петри. 1890. С. 42–43). Наконец, «наука, которая проявит в себе всю жизненную силу, всю жизненную мудрость прошедшего и настоящего человечества» – это социология (Петри. 1890. С. 45).
Комплексные взгляды на предмет антропологии получили распространение в начале 20 в. Так, петербургский антрополог Ф. К. Волков писал: «Учение о народах, их этническом составе и происхождении и их быте материальном и психическом (антропология этнологическая или этнология). …Учение о формах быта и их развитии (антропология этнографическая или сравнительная этнография). …История и законы возникновения и развития человеческих общественных групп и отношений (антропология социологическая)» (Волков. 1915. С. 100).
Окончательный вид «триады» комплексный подход к изучению человека получил в работе Анучина: «антропология или естественная история человека, взятая в более широком смысле, распадается теперь, по меньшей мере, на три дисциплины: а) физическая антропология (соматическая)… б) доисторическая археология (первобытная история, палеоэтнология)… в) этнология… включающая в себя как т<ак> наз<ываемую> общую этнологию или историю первобытной культуры, так и различные отделы частной этнографии или народоведения… причём с ней стоят в более или менее тесной связи изучение фольклора, история примитивных религий, искусств, права, социология, сравнительное языкознание, этногения (в смысле происхождения и эволюции отдельных народов)…» (Анучин. 1916. С. 4).
Идея создания комплексных дисциплин, использующих гуманитарные и естественнонаучные методы исследования, встречали сопротивление со стороны части исследователей (А. П. Богданов, Ф. фон Рихтгофен).
В 1920–1930-е гг. идея «анучинской триады» была положена в основу учебных программ по этнографии в Московском и Ленинградском университетах, а также стала базой научно-исследовательской деятельности НИИ и Музея антропологии МГУ. «Триединый» подход к исследованиям человека обнаруживается в теоретических построениях П. Ф. Преображенского (Иванова. 2002. С. 253).
Исследователи, писавшие о триединстве дисциплин (антропологии, археологии и этнографии), в начале 1960-х гг. ещё не связывали его исключительно с именем Д. Н. Анучина. Так, Г. Ф. Дебец указывал, что мнение об антропологии как о «триединой науке» связано с именем Ф. К. Волкова, и указывал на парижское происхождение этих взглядов: «Там [в Париже – Ред.] он пополнил свое образование в области антропологии и первобытной археологии, став, как и многие ученые того времени, специалистом в области "триединой" науки...» (Дебец. 1963. С. 215).
Связка имени Д. Н. Анучина и триады дисциплин постепенно оформилась в послевоенные годы. М. Г. Левин связал появление «триады» с «анучинским периодом» в истории антропологии (1880–1910-е гг.): «...специальность "антропология", понимаемая в те годы как комплекс дисциплин (собственно физическая антропология, этнография, археология)» (Левин. 1947. С. 16). Окончательно словосочетание оформилось в 1950-е гг. в историографических работах С. А. Токарева: «Анучину и русская и мировая наука обязаны серьёзным обоснованием необходимости тесной координации трёх наук – этнографии, археологии и антропологии. Эта "анучинская триада"...» (Токарев. 1956. С. 19).