Путилов Борис Николаевич
Пути́лов Бори́с Никола́евич (14.9.1919, станица Солдатская, область войска Донского, ныне Кабардино-Балкария – 16.10.1997, Санкт-Петербург), российский фольклорист.
Родился в семье учителей. Окончил школу в Грозном. В 1936–1940 гг. учился в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (ныне Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена), по окончании которого был направлен преподавателем литературы в Ленинградское военное училище НКВД (Сортавала, Карело-Финская ССР). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. жил в Волхове (июль – август 1941), работал в районной газете «Сталинский путь». При приближении фронта к Волхову в сентябре 1941 г. эвакуировался в Ивановскую область, где до июня 1942 г. работал учителем в селе Ратислово; затем переехал в Грозный. С августа 1942 г. работал в областном радиокомитете, с 1943 г. – на кафедре литературы Грозненского педагогического института.
Летом 1945 г. организовал фольклорную экспедицию в казачьи станицы Старощедринскую, Старогладковскую и Червлёную, где сделал записи текстов былевых, исторических, походных, лирических и других казачьих песен. Издал сборник «Песни гребенских казаков» (1946). В декабре 1946 г. приехал в Ленинград, где познакомился с ведущими фольклористами того времени (М. К. Азадовский, А. М. Астахова). В 1948 г. защитил в Институте русской литературы (ИРЛИ) кандидатскую диссертацию «Исторические песни 16–19 вв. на Тереке», в рамках работы над ней подготовил вторую книгу – «Исторические песни на Тереке» (1948), где собрал разбросанные в различных дореволюционных изданиях записи текстов данного жанра; выдвинул тезис о разном способе отображения действительности в былине и исторической песне. Фольклорист разграничил былину и историческую песню по оппозициям («эпический жанр» / жанр, насыщенный лиризмом; «фантастичность» / «особый реализм»; связь «со стадиально более ранними эпическими формами фольклора» / отсутствие следов подобной связи), тем самым сделав первый шаг в разработке историко-типологического направления в фольклористике.
Доцент (1949), с 1950 г. заведующий кафедрой литературы, с мая 1951 г. заместитель директора по научной работе в Грозненском педагогическом институте.
В 1954 г. переехал в Ленинград и стал старшим научным сотрудником Института русской литературы (1954–1967), с 1957 г. заведовал сектором народно-поэтического творчества.
В 1958 г. совместно с лингвистом А. П. Евгеньевой подготовил в серии «Литературные памятники» издание «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (1958; 2-е изд. 1977) (см. в статье Кирша Данилов), отличающееся качественно новым пониманием текстологических проблем, связанных с этим памятником русского народного творчества.
Со второй половины 1950-х гг. Б. Н. Путилов сотрудничал с В. Я. Проппом (Былины: в 2 т. Москва, 1958), которого в дальнейшем считал своим учителем. В 1960 г. вышла его монография «Русский историко-песенный фольклор 13–16 веков» (1960); в том же году книга была защищена как докторская диссертация (оппонент В. Я. Пропп).
С 1960-е гг. занимался изучением инославянской фольклорной традиции. В 1965 г. после ряда статей по восточнославянским и южнославянским балладам о татарском и турецком полоне вышла вторая монография – «Славянская историческая баллада» (1965), в которой, установив сюжетную общность славянских баллад, исследователь отверг как доминанту в объяснении этого факта миграционную теорию, на протяжении долгого времени господствовавшую в науке. Путилов описал типологические закономерности в художественном творчестве, обусловленные общностью социально-исторического развития славянских народов и общностью их исторических переживаний (монголо-татарское иго на Руси, турецкое владычество на Балканах). Книга была замечена как в СССР, так и за рубежом.
В 1967 г. перешёл из ИРЛИ в Институт этнографии АН СССР имени Н. Н. Миклухо-Маклая, где создал и возглавлял до 1986 г. Отдел общих проблем. Впоследствии до смерти занимал должность главного научного сотрудника Отдела европеистики и общей этнографии МАЭ РАН.
В монографии «Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование» (1971) учёный не только раскрыл общность в сюжетике русского и южнославянского эпоса, но и вывел объективно существующие законы типологической преемственности и последовательности в развитии песенного эпоса в целом: поставил вопрос о жанровой типологии, о характере историзма в былинах и юнацких песнях, о типологических закономерностях в изображении героев, об однотипных явлениях в поэтике песен и т. д.
Теоретическое осмысление проблем типологии в области фольклора дано учёным в монографии «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976). Критически пересмотрев многие стороны традиционного компративистского изучения устной поэзии, учёный предложил методы, которые позволили прочитывать глубинное содержание поздних образцов фольклора и выстраивать историко-типологическую цепочку родственных произведений. Ключевым для исследователя стало понятие «сдвиги» – изменения, возникавшие под влиянием исторических, национальных, временных факторов, которые отличают однотипные факты фольклорной культуры.
С середины 1960-х гг. Б. Н. Путилов регулярно приезжал в Югославию, участвовал в конференциях, зимой 1972–1973 гг. побывал в Черногории, где познакомился с гуслярами и записал на магнитофон их песни. На протяжении многих лет исследовал проблему эпического сказительства, в частности, механизмы сложения песенно-эпического текста. Сказительская проблематика нашла отражение в книге «Героический эпос черногорцев» (1982; переведена на сербский язык: «Jуначки еп Црногораца». 1985) и монографии «Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика» (1997), основанной на материалах эпоса народов Европы, Азии, Океании, Африки. Особое место в работах уделено вопросам обучения сказителей, овладения ими «эпическим знанием» и его передачей (легенды о получении певцами «чудесного дара» сказительства, ритуальный характер исполнения эпоса, взаимоотношения сказителя и аудитории и прочее).
Предметом научных изысканий Б. Н. Путилова также была традиционная культура народов Океании. В 1971 г. учёный принял участие в плавании научного судна «Дмитрий Менделеев», осуществлявшего этнографическую экспедицию по следам Н. Н. Миклухо-Маклая, что отразилось в его книгах «Песни южных морей» (1978) и «Миф – обряд – песня Новой Гвинеи» (1980). Исследователь выявил синкретическое единство мифа, обряда и песни в культуре папуасов, определил их тесную связь с трудовой деятельностью, рассмотрел специфику культа мёртвых у океанийских народов и культа плодородия, роль песни в обрядах инициации. Океанийская экспедиция сформировала у Путилова интерес к личности Н. Н. Миклухо-Маклая: работы «Николай Николаевич Миклухо-Маклай: Страницы биографии» (1981), «Н. Н. Миклухо-Маклай – путешественник, учёный, гуманист» (1985, издание на английском языке. 1982), «Человек с Луны: Дневники, статьи, письма Н. Н. Миклухо-Маклая» (1982; 2-е изд. 1983). При непосредственном и активном участии Путилова в 1990-е гг. было осуществлено фундаментальное издание шеститомного собрания сочинений великого путешественника (1990–1999).
Член Международного общества по исследованию повествовательного фольклора (1966).