Эмпирическая социология религии
Эмпири́ческая социоло́гия рели́гии, уровень фундаментального социологического исследования религии, на котором подтверждаются, уточняются или опровергаются существующие положения и выводы теоретической социологии религии, открываются новые явления и тенденции в религиозной жизни общества.
В основе эмпирической социологии религии лежит получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации о социальных аспектах религии. Эмпирическое социологическое изучение религии опирается на статистический анализ и конкретные методы (анкетирование, интервью, опрос, контент-анализ документов, наблюдение и др.).
Ведущую роль в эмпирической социологии религии играют академические исследования. Они направлены на выявление основных процессов в социальной эволюции религии, открытие закономерностей возникновения и развития тех или иных религиозных объединений, объяснение их структуры и функционирования в обществе, выяснение факторов поведения верующих в их общественных отношениях. В совокупности эти исследования позволяют создавать относительно устойчивую целостную систему научного знания о наблюдаемой религиозной ситуации при определённом состоянии общества.
В русле общей академической направленности могут также формироваться и концептуальные модели отдельных процессов или групп изучаемых явлений. Это эмпирически обоснованные т. н. исследовательские теории (теории секуляризации, теории религиозной конверсии, социологические трактовки новых религиозных движений и пр.).
Эмпирический характер присущ также и прикладной социологии религии. Однако её принято рассматривать отдельно от фундаментальной социологии религии, к которой принадлежит эмпирическая социология религии. Прикладные исследования всегда носят оперативный характер: они кратковременны, локализованы отдельными объектами (приход, религиозное меньшинство, группа служителей религиозного культа и т. п.), предназначены для диагностики конкретной ситуации и подготовки практических рекомендаций по её изменению.
Эмпирическая социология религии имеет предысторию в исследованиях вопросов религии средствами социальной статистики ещё во 2-й половине 19 в. (Ч. Бут, У. Г. Самнер, А. В. Смолл). Однако начало её самостоятельного существования относится к 1920–1930-м гг., когда уже сформировались основополагающие теоретические модели социологии религии (прежде всего Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель). Отставание в ту пору эмпирического уровня объясняется его непосредственной связью с установлением институционального статуса социологии религии, который не мог возникнуть раньше появления социологических теорий религии.
Стимулом к развитию эмпирической социологии религии стали кризисные явления в религиозной жизни развитых обществ Европы и Америки, снижение авторитета многих религиозных организаций, нараставшая секуляризация. Для понимания происходивших процессов требовалось точное знание их причин и содержания. Наиболее активно эмпирическая социология религии разрабатывалась в рамках религиозной социологии, имея ведущим назначением оптимизацию действия традиционных религиозных институтов.
Влияние на предметную область и задачи эмпирической социологии религии оказывали её взаимосвязь с социографией религии, социально-антропологическим направлением изучения религии, социологическим функционализмом и феноменологическим подходом в социологии религии.
В России в советский период эмпирическая социология религии также существовала, хотя и была строго регламентирована господствовавшими политико-идеологическими установками и предназначалась для раскрытия путей «преодоления» религиозности населения.
Для современной эмпирической социологии религии за рубежом и в России свойственны отчасти сходные исследовательские проблемы, связанные с глобальным характером религиозных трансформаций, отчасти – проблемы специфические, отражающие особенности существования религии в обществах с разной историей и культурой.
Одной из внутренних проблем эмпирической социологии религии остаётся противоречивое отношение к мировоззренческой нормативности в исследованиях религии. В наибольшей мере склонность к конфессиональным преференциям проявляется у представителей религиозной социологии, хотя и светские социологи нередко оказываются на идеологически оценочных позициях. Тем не менее преобладающей в эмпирической социологии религии остаётся ориентация на непредвзятость и объективность в исследовательском процессе. Ещё одна важная внутренняя проблема эмпирической социологии религии – расхождение её ориентации на текущее состояние религиозной жизни общества с длительной исторической обусловленностью большинства современных религиозных систем (наличием консервативных и даже архаических элементов, не связанных с синхронной реальностью).