Эмоциональная энергия
Эмоциона́льная эне́ргия (англ. emotional energy), понятие теории интерактивных ритуалов Р. Коллинза, означающее уровень внутренних сил индивида или группы. Данное понятие объединяет аспекты воли, вдохновения, ощущения своей моральной правоты, причастности к высоким символам, готовности упорно трудиться и/или терпеть лишения.
Верхний полюс этой переменной (высокий уровень эмоциональной энергии) проявляется как воодушевлённость, энтузиазм, избыток сил, предрасположенность к лидерству; нижний – как депрессия, тоска, страх, подавленность, чувство вины и отверженности, безволие и бессилие.
Когда в рамках интерактивных ритуалов внимание их участников фокусируется на значимых для них символах, а их действия и психофизиологические ритмы синхронизируются, происходят изменения в индивидуальной и групповой эмоциональной энергии. Также имеет место эмоциональное «заражение». Динамика притока и оттока эмоциональной энергии каждого индивида определяется его позицией в таких ритуалах, оценкой его или её поведения и уровнем признания со стороны других. Находящиеся в центре внимания значимых ритуалов и достигающие в них успеха (восхищения, уважения, одобрения, поддержки) преисполняются сил и обретают соответствующие установки и способности публичного поведения. При успешной реализации этих качеств в цепочках интерактивных ритуалов такой индивид становится лидером, «душой общества», «звездой», т. е. человеком с харизмой того или иного рода. Систематически изгоняемые индивиды, не допускаемые к участию в интерактивных ритуалах как желаемых собраниях или участвующие в них в роли униженных и обвиняемых «козлов отпущения», теряют эмоциональную энергию, замыкаются в себе и страдают, что чревато психическими заболеваниями или даже попытками самоубийства.
Стремление к повышению эмоциональной энергии трактуется в теории Коллинза как «общий знаменатель» разнообразных личных мотиваций. Каждый индивид стремится к участию в тех взаимодействиях, в которых ожидает или надеется получить успех и признание благодаря своим ресурсам: достоинствам, способностям, социальной позиции и т. п. Те, кто опасаются не получить того уровня признания, на который претендуют, или оказаться в униженной позиции, по мере возможностей избегают такого рода встреч или собраний.
На уровне групп (например, социальных движений, партий, этносов, наций) эмоциональная энергия имеет феноменологическое сходство с «чувством моральной силы» (Э. Дюркгейм) и т. н. пассионарностью. Высокие значения эмоциональной энергии (как основа социальной солидарности, сплочённости) и низкие значения (разобщённость, взаимное недоверие, атомарность) определяются динамикой интерактивных ритуалов. Так, впечатляющие публичные события, в которых успех (военная, политическая, спортивная победа) соединяется с символами единства группы, ведут к высоким уровням эмоциональной энергии, укреплению коллективной идентичности участников и их сплочённости. С другой стороны, повторяющиеся провалы и переживания поражения, которые ассоциируются с предательством, разрушением и унижением групповых символов, ведут к потере участниками эмоциональной энергии и разобщают их, подготавливая почву для их объединения в новые группы с новыми символами и новым лидерством.
Динамика эмоциональной энергии проявляется во всех сферах жизни общества: политике, экономике, сфере физического и интеллектуального труда, а также в интимной жизни.
Ход и результаты политических процессов во многом зависят от успешности лидерства, соотношения сил и сплочённости коллективных акторов, а также их способности привлекать разного рода поддержку, что определяется динамикой групповой и индивидуальной эмоциональной энергии в политических ритуалах – публичных и закрытых собраниях, предвыборных мероприятиях и переговорах, в обсуждении проблем, принятии решений. Как правило, публичную, спонсорскую и иную поддержку получают те лидеры, движения и партии, которые наиболее убедительны в своей приверженности декларируемым и близким аудитории символам и ценностям (свобода, равенство, справедливость, безопасность и т. д.), что возбуждает чувства солидарности, общего энтузиазма и ведёт к росту эмоциональной энергии всех участников ритуала. Лидеры достигают успеха, когда убеждают в своей способности обеспечить социальные и материальные условия воодушевляющих ситуаций и перспектив, т. е. обещающих потенциальным группам поддержки будущий приток эмоциональной энергии (в аспектах благосостояния, социального и технического прогресса, военного превосходства, государственного престижа и т. п.).
В рамках теории Коллинза получает объяснение и привлекательность власти. В различных иерархиях каждый, кто отдаёт приказы с расчётом на их выполнение, повышает уровень своей эмоциональной энергии, поскольку находится в центре соответствующих интерактивных ритуалов с институциональным признанием своего могущества и превосходства. Динамика эмоциональной энергии получающих приказы зависит от авторитета и легитимности начальника. При низкой легитимности начальника снижается эмоциональная энергия подчинённых, вынужденных выполнять его приказы, что ведёт к нелояльности, пассивности, поиску возможностей выйти из отношений подчинения, а в крайних случаях – к озлоблению и агрессии.
В экономике, на рынках товаров и услуг зарабатывание денег предполагает разные типы мотивации, но все они в конечном счёте связаны со стремлением получать приток эмоциональной энергии. Когда индивиды и семьи приобретают товары и услуги, то фактически обеспечивают материальные условия будущих повседневных и праздничных ритуалов, проведения досуга и получения признания от окружающих. Так приобретаются квартиры, дома, машины, дачи, туристические поездки, роскошная мебель, драгоценности и т. д. Значимость эмоциональной энергии в материальных рынках наглядно проявляется в коммерческой рекламе, где упор обычно делается не на качество продукции, а на позитивные эмоции и счастье его обладателей. В сферах бизнеса и финансов символом успеха и признания становятся сами по себе деньги: люди зарабатывают и накапливают всё большие суммы денег, не задумываясь о том, когда и каким образом будут их использовать.
Поскольку труд всегда связан с ситуациями социального взаимодействия и интерактивными ритуалами, занимающие в них разные позиции люди имеют разный уровень эмоциональной энергии. Здесь есть широкий разброс: от позиций с частыми приливами эмоциональной энергии (эффективное использование высокой квалификации, первоклассных способностей и умений в присутствии восхищённых коллег, учеников и клиентов) до позиций с низкой энергией (однообразная работа в некомфортных условиях при постоянном подчинённом или даже униженном положении).
Сугубо индивидуальный труд без надежд на эмоциональное вознаграждение в ритуалах признания, как правило, характеризуется низкими уровнями эмоциональной энергии. В то же время индивидуальная творческая деятельность живописцев, скульпторов, композиторов или писателей может характеризоваться мощными притоками эмоциональной энергии благодаря надеждам на будущее публичное признание.
Учёные, философы и другие интеллектуалы в своём индивидуальном труде обретают эмоциональную энергию не столько такими надеждами, сколько самим обращением с понятиями и смыслами как знаками причастности к сакрализованному сообществу «интеллектуальных героев» прошлого. Кроме того, интеллектуалы, как правило, включены в сети коллег с плотным профессиональным общением, где идеи и полученные результаты вознаграждаются признанием со стороны узкого круга значимых экспертов, а сами авторы – соответствующим притоком эмоциональной энергии.
В сферах эротики и сексуальности, несмотря на обширное культурное разнообразие практик, индивиды предпочитают ситуации и партнёров, обеспечивающих приток эмоциональной энергии (т. е. воодушевление, радость, повышение самооценки), а не её отток (скуку, тоску, униженность, чувство вины).