Политический лоббизм
Полити́ческий лобби́зм (от лат. lobia – портик, галерея), политический институт, представляющий частные интересы отдельных лиц или групп интересов (давления) в государственных учреждениях путём целенаправленного влияния на принятие требуемых политических решений. Элементы политического лоббизма наблюдаются в любом политическом режиме.
Первоначально латинский термин «lobia» использовался в римско-католической церковной архитектуре и применялся «для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях» (Толстых. 2007. С. 17). Из церковной терминологии в политический лексикон понятие стало переходить около 13 в., когда началось формирование английского парламента, собиравшегося нерегулярно и в разных помещениях, в том числе и в церквях. К 17 в. слово «lobia» окончательно закрепилось в политическом словаре благодаря английской парламентской практике, когда члены Палаты общин до, между или после парламентских заседаний прогуливались в помещениях, называемых лобби, это был «вестибюль и два коридора… где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами» (Павроз. 2014. С. 158). Во время таких прогулок они получали возможность взаимодействовать с отдельными лицами или представителями различных групп интересов – последние пытались повлиять на них с целью принятии или отклонения того или иного законопроекта.
С возникновением американской политической системы в конце 18 в. термин «lobia» стал означать лоббизм современном значении, под которым понимается не место переговоров, а новый вид политической коммуникации между разными политическими, экономическими и другими акторами. Этому способствовала первая поправка к американской конституции, «в которой декларируется право граждан США мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб» (Толстых. 2007. С. 17). Согласно правилам, в зал заседаний Сената США и Палаты представителей США не могут заходить те, кто не являются парламентариями, поэтому именно в коридорах, кулуарах и личных приёмных парламентарии проводили переговоры с представителями групп интересов. В 1870-е гг. происходит профессионализация лоббистской деятельности – появляются профессиональные лоббисты, которые представляют интересы разных групп интересов, выступая посредником между ними и парламентариями.
Политический лоббизм законодательно регулируется не во всех государствах. Классическим примером юридического закрепления лоббистской деятельности является США, где в 1930-е гг. был принят соответствующий закон для регулирования деятельности иностранных лоббистов, названных иностранными агентами. В 1970-е гг. была создана Американская лига лоббистов, представляющая корпоративные интересы лоббистов в политической сфере. В 1995 г. был принят новый закон о лоббизме (Lobbying Disclosure Act), который зафиксировал 19 видов деятельности, не подпадающих под определение «лоббизм», штрафы за нарушение закона и границы деятельности для американских и иностранных лоббистов. Для прозрачности принятия политических решений, на которые могли оказать влияние лоббисты, ведётся Реестр лоббистов (A Lobby Registry). В дальнейшем аналогичные законы о регулировании лоббистской деятельности появились в Канаде, Великобритании, Германии, Австралии (отменён в 1996) и других странах.
Выделяют такие элементы политического лоббизма, как объект, субъект, предмет, а также методы лоббирования. Под объектом лоббирования понимается «орган государственной власти, на который направлено лоббирование» (Толстых. 2007. С. 27). Субъектом является лоббист, которого часто называют агентом, он может быть как физическим или юридическим лицом, так и неформальной группой, преследующей собственные интересы. Предметом являются конкретные цели, выполнения которых хотят добиться лоббисты от органа государственной власти. К методам относят инструменты, которые лоббисты могут использовать для эффективного влияния на объект лоббирования с целью принятия требуемого политического решения.
Выделяется прямой и косвенный вид лоббизма: в первом случае политический лоббизм ведётся целенаправленно, т. е. фокусируется на конкретном органе государственной власти или должностном лице, переговоры идут между профессиональными лоббистами с одной стороны и объектом лоббирования – с другой. Косвенный лоббизм предполагает использование непрямых механизмом воздействия на принятие решения, например через общественные мероприятия, дискуссии, флешмобы, рекламу, материалы в СМИ и т. д.
В политической науке выделяется такой специфический вид политического лоббизма, как лоббирование интересов органом государственной власти, что означает превращение органа государственной власти «из объекта лоббирования в его субъект» (Толстых. 2007. С. 30). Мотивом органа государственной власти может быть оказание влияния на вышестоящий уровень государственного управления в целях повышения статуса, увеличения спектра властных полномочий или государственного финансирования.