Мелисс Самосский
Мели́сс Само́сский (Μέλισσος ὁ Σάμιος) (5 в. до н. э.), древнегреческий философ, завершитель и систематизатор традиции элейской школы. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса Самосского дать ясное прозаическое изложение элейского течения с развёрнутой аргументацией. Философский трактат Мелисса Самосского «О природе, или О том, что есть» известен в основном по конспектам Симпликия и псевдоаристотелевскому сочинению «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии». Из исходного постулата «нечто есть» Мелисс Самосский дедуцирует все атрибуты сущего: оно вечно одно (т. к. два бесконечных граничили бы между собой), однородно (т. к. неоднородность имплицирует множественность), не подвержено изменениям (росту и убыли, трансформации) и аффектам (боли, печали), неподвижно (т. к. необходимая предпосылка движения – существование пустоты, но пустота – «ничто»). Полученный таким образом априорный критерий реальности опровергает данные чувственного опыта: если бы феномены мира мнения-доксы были реальны, то каждый из них (например, «земля, вода, воздух, огонь, железо») должен был бы обладать атрибутами «того, что есть», а это невозможно. Аргумент о бестелесности единого сущего (тело обладает «толщиной», толщина имплицирует наличие частей, части – множественность, ср. антиномию множества у Зенона Элейского) основан на предположении, что бесконечная протяжённость и «полнота» исключают «бестелесность». Указание на отсутствие «боли» и «печали» в бытии свидетельствует об этико-психологическом измерении сущего, очевидно служившего парадигмой внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Отступлений от Парменида у Мелисса Самосского немного (бесконечность бытия, отказ от «вечного настоящего»), но его аргументация достаточно оригинальна.