Экспертные методы в психодиагностике
Экспе́ртные ме́тоды в психодиагно́стике, нестандартизованные и слабоформализованные психодиагностические методики, предполагающие использование экспертного знания для предъявления методики и/или обработки и оценки результатов диагностики. Также часто используется термин «клинические методики», связанный с тем, что данный класс методик первоначально применялся в клинической психологии; однако ныне экспертные методики используются не только в клинической практике. Альтернативой экспертным методам являются психодиагностические тестовые методы.
В российской психологии использование экспертных методов психодиагностики получило широкое развитие в силу того, что тестирование оказалось под запретом после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Однако необходимость оценки индивидуальных различий была очевидна для практической психологии, и с этой целью стали использоваться т. н. функциональные пробы. Будучи по своей сути комплексом слабоформализованных экспертных психодиагностических методик, функциональные пробы рассматривались как вариант психологического эксперимента, применяемого к анализу индивидуальной психики. Как правило, работа по методу функциональных проб предусматривала выполнение нескольких сравнительно коротких заданий, позволяющих комплексно оценить психическую функцию. Функциональные пробы как диагностический инструмент широко использовались в психиатрической и неврологической клинике, в дефектологии. Опыт применения продемонстрировал их научную обоснованность и практическую ценность, которые достигались благодаря высокому профессионализму их создателей и налаженной системе индивидуализированного обучения применявших их психологов. При этом использование любых статистических норм и количественных данных считалось неприемлемым в силу уникальности индивидуальной психики каждого человека, её несводимости к общим стандартам. Это особенно важно в условиях развития и распада психических функций, где в основном и применялись функциональные пробы. Позднее в отечественной психологии получили распространение проективные методы, которые использовались и для диагностики здоровых испытуемых, также диагностические процедуры стали применяться в практической работе психологов с детским контингентом. Принципы их применения, а также ряд конкретных методов и методик имели много общего с использованием диагностических методик в клинике.
После «реабилитации» психологического тестирования в 1980-х гг. в отечественной психодиагностике применяются как тестовые, так и экспертные (клинические) методы. Тестовая и экспертная традиции в психодиагностике принципиально отличаются по своим целям и задачам, по стилю работы психолога, по требованиям к его подготовке, по возможностям, которые можно реализовать, используя данный подход.
Тестовый подход опирается прежде всего на стандарт процедуры проведения обследования, обработки и содержательной оценки его результатов. Основные этапы проведения психодиагностического обследования в большинстве случаев могут быть автоматизированы и компьютеризованы. Критики психологического тестирования отмечают, что тесты позволяют определить уровень отклонения показателей испытуемого от среднего результата, но не дают возможности выявить ни причины отклонений, ни возможности их компенсации.
В отличие от тестовых экспертные методы не предполагают стандартизации. Процедура проведения методик может быть изменена психологом, если он сочтёт это целесообразным (например, дать подсказку, по-другому сформулировать вопрос, ввести дополнительное задание). Анализ результатов, как правило, не имеет жёсткого алгоритма, он описан в руководствах в общих чертах и опирается прежде всего на экспертное знание специалиста-психолога, которое формируется в результате обучения и опыта практической работы. Как правило, экспертные методики не имеют данных о валидности и надёжности, которые являются обязательными для тестов; также для них обычно отсутствуют нормативные данные, либо они являются недостаточно чёткими (результат можно считать «высоким» или «свидетельствующим о…»).
Экспертные методы позволяют дать целостное индивидуализированное описание уникальной психики конкретного человека (т. е. являются вариантом идиографического подхода). Они дают возможность гибко адаптировать процедуру психодиагностического обследования к особенностям испытуемого и ситуации обследования, что особенно важно при работе с патологией или с детьми. Хотя каждая методика направлена на изучение определённых психологических характеристик испытуемого, с её помощью можно получить самую разнообразную информацию. Например, задание, ориентированное на изучение памяти, иногда даёт представление об особенностях личности или семейных отношений. Психолог может оценить не только имеющийся уровень развития психических функций, но часто и потенциал испытуемого, его обучаемость, составить представление о причинах и закономерностях наблюдаемых особенностей поведения или психического состояния.
В отличие от тестов большинство экспертных методик требует индивидуальной работы с испытуемым, а также высокой квалификации психодиагноста. За редким исключением, применение экспертных методов требует предварительного индивидуального обучения психолога.
При вынесении заключения по результатам психодиагностики с помощью экспертных методик психолог дополняет результаты их выполнения информацией, полученной в процессе наблюдения за испытуемым и беседы с ним. Он учитывает также особенности выполнения заданий: характер ошибок, использованных приёмов выполнения и др. Гибкость процедуры диагностики обеспечивает возможность её видоизменения и введения дополнительных методик для проверки гипотез, возникающих в ходе обследования.
Несмотря на большое количество различий между тестовыми и экспертными методами, существуют методики, которые нелегко однозначно отнести к тому или другому классу. Современным трендом является стандартизация и унификация процедуры проведения и обработки клинических методик, что приближает их к тестам. Кроме того, многие известные проективные методы, которые традиционно называются тестами, имеют стандартизованную процедуру предъявления и набор стимулов, а также формализованные правила обработки результатов. Однако обработка и в том, и в другом случае требует экспертного знания, без которого невозможно отнесение ответа испытуемого к одной из категорий ответов, имеющихся в руководстве. Вопрос о том, можно ли подобные методы считать тестами или выделять их в промежуточную категорию – экспертоподобных, или экспертно-зависимых тестовых методик, – является дискуссионным. Независимо от названия условием их квалифицированного применения является обучение пользователя, которое может считаться успешным лишь после достижения высокого уровня согласованности результатов обработки учеников с опытным экспертом.
Таким образом, как тестовые, так и экспертные методы обеспечивают возможность получения диагностически важной информации. Однако в популярной литературе любые психодиагностические методики часто называются тестами, что в корне неверно. Кроме того, недостаточно компетентные специалисты-психологи порой плохо понимают принципиальные различия между тестовыми и экспертными методами, что приводит к их некорректному применению и ошибкам в диагностике. Малоквалифицированный психолог может, работая с тестом как с экспертной методикой, не соблюдать стандарты тестирования (заменять задания, давать подсказки и т. п.), т. к. не понимает их важности. Обратная ошибка – психолог проводит диагностику с помощью малознакомой для него экспертной методики, ожидая от неё, как от теста, полностью формализованного алгоритма обработки результатов и наличия норм, а не найдя их, берётся за интерпретацию, не осознавая границ своей профессиональной компетентности.