«Dune II: The Building of a Dynasty»
«Dune II: The Building of a Dynasty» («Dune II»; «Dune II: Battle for Arrakis»; «Dune: The Battle for Arrakis»), видеоигра по мотивам научно-фантастического романа Ф. Герберта «Дюна» и его экранизации. Разработана компанией Westwood Studios и выпущена фирмой Virgin Games в 1992 г. для операционной системы MS-DOS. В 1993 г. портирована на платформу Amiga, в 1994 г. – на Sega Mega Drive. Представляет собой веху в истории развития стратегий в реальном времени, выделившихся и оформившихся в самостоятельный жанр именно после выхода этой игры.
Несмотря на порядковый номер «II» в заголовке, «Dune II» представляет собой самостоятельную игру, а не сиквел. Разработку игры студии Westwood Studios заказала компания Virgin Games после прекращения сотрудничества с французской студией Сryo Interactive вокруг проекта игры по мотивам романа Ф. Герберта (1965) и его экранизации («Dune», 1984, режиссёр Д. Линч). Однако поскольку игра «Dune» от Cryo Interactive не была отменена, то выпущенный позднее в том же году проект Westwood Studios был озаглавлен «Dune II». В отличие от игры Cryo Interactive, которая представляла собой смесь стратегии и квеста, а также довольно близко следовала сюжету романа и фильма, «Dune II» – полноценная стратегия в реальном времени, действие которой происходит скорее в мире, схожем с созданным Гербертом, но не воспроизводит сюжет первоисточника.
Сюжет и геймплей
По сюжету игры правитель межгалактической феодальной империи Фредерик IV из главенствующего Дома Коррино объявляет, что пустынная планета Арракис (называемая Дюной) – единственное во вселенной месторождение ценного ресурса, известного как меланж, пряность, или спайс, – достанется тому из родов, кто больше всего преуспеет в его добыче. В битву за правление Дюной вступают три дома: благородные Атрейдесы (обозначаемые синим цветом), кровожадные Харконнены (красный) и хитроумные Ордосы (зелёный). Первые два фигурируют в романах Ф. Герберта и в экранизациях, а третий дом – лишь в неофициальном издании «Энциклопедия Дюны» («The Dune Encyclopedia», 1984), которую составил У. Макнелли на основе материалов, созданных фанатами цикла. Игрок, таким образом, выбирает один из трёх домов, который будет представлять. В зависимости от выбора его инструктирует ментат (специально обученный «человек-компьютер») Сирил (Атрейдесы), Раднор (Харконнены) или Аммон (Ордосы). Для победы в игре требуется завоевать всю территорию планеты, разделённую на 9 секторов, т. е. успешно завершить 9 миссий.
Перед началом миссии, как правило, игрок выбирает на карте Арракиса из двух или трёх вариантов сектор, который собирается захватить, а тем самым – и дом, с которым будет сражаться. В начале игры карта сектора за пределами базы игрока покрыта туманом войны, который исчезает при исследовании территории пользовательскими юнитами. Игрок собирает спайс, обменивает на денежные «кредиты» на очистительном заводе и на эти средства возводит новые здания и производит юнитов для борьбы с другим домом, основавшим базу в этом секторе. Помимо сил врага, юнитам игрока угрожает также фауна Дюны – гигантские песчаные черви, внезапно выныривающие из песка. Начиная с 3-й миссии в задачи игрока входит полное уничтожение вражеских сил в выбранном секторе. В 8-й миссии игроку противостоят сразу два дома, а в 9-й – помимо них, против игрока выступают императорские войска [обладающие более защищённой пехотой и особыми юнитами (сардаукарами), а также способные применить против игрока супероружие – тяжёлую баллистическую ракету «Рука смерти»]. После победы демонстрируется одна из трёх анимированных концовок.
Влияние
«Dune II» была коммерчески успешной, получила множество положительных отзывов критиков и составила веху в истории развития стратегий в реальном времени. Тем не менее это была не первая стратегия в реальном времени, далеко не все элементы в ней были оригинальными – в частности, многое было заимствовано из игры «Herzog Zwei» (1989), как признавали и сами создатели. Хотя в «Dune II» был представлен более продвинутый, чем в «Herzog Zwei», искусственный интеллект врагов, его возможности довольно ограниченны. Значимым источником вдохновения выступил графический пользовательский интерфейс системы macOS. Своим успехом «Dune II» во многом обязана акценту на использование компьютерной мыши вместо клавиатуры в процессе игры.
Большое влияние на последующие игры в этом жанре оказал сам формат игровой механики, при которой на одном и том же игровом экране в соответствии с определённым порядком строится база и собираются ресурсы, а с их помощью производятся юниты, получающие и исполняющие приказы. Неравнозначность враждующих домов – наличие у них разных сильных и слабых сторон, которые задавали динамику и определяли специфику игры за них, – стала нововведением, также сформировавшим жанр. В следующих стратегических играх были исправлены такие недостатки «Dune II», как перманентное исчезновение тумана войны над раскрытой территорией (в новых играх туман над исследованной областью со временем возвращался) и невозможность отдавать приказы нескольким юнитам сразу.
В 1998 г. компания Westwood Studios выпустила игру «Dune 2000» – не продолжение, но ремейк «Dune II» для операционной системы MS Windows. Студия сохранила общую канву оригинала, однако во многом переписала сюжет, а также модернизировала геймплей по модели своей же игры «Command & Conquer: Red Alert» (1996). В 2001 г. компания выпустила прямое сюжетное продолжение «Dune 2000» – игру «Emperor: Battle for Dune».