Дорожно-строительные машины
Доро́жно-строи́тельные маши́ны, средства механизации, предназначенные для строительства, реконструкции и содержания дорог и придорожных сооружений. Каждая машина состоит из рабочего и силового оборудования, металлоконструкций (основной рамы, рабочего оборудования, корпуса) и системы управления. Кроме того, большинство машин имеют ходовое оборудование и передаточные устройства (трансмиссии) для преобразования энергии силового оборудования в полезную работу рабочего органа.
По назначению дорожно-строительные машины подразделяют на машины для подготовки территории (корчеватели, кусторезы, рыхлители и др.), земляных работ (бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), для уплотнения грунтов и дорожных покрытий (катки дорожные, трамбовочные машины), строительства и реконструкции асфальтобетонных и цементобетонных покрытий автомобильных дорог (асфальтоукладчики, бетоноукладчики, автогудронаторы и др.), окончательной отделки поверхности дорожных покрытий (трубчатые финишёры, нарезчики швов, распределители плёнкообразующих материалов и т. п.).
Эффективность использования дорожно-строительных машин определяется не только значениями их основных параметров – мощности и производительности, но также соотношением параметров машин, входящих в состав механизированного дорожно-строительного отряда.
Одним из основных направлений развития дорожно-строительных машин является применение комплексов с автоматизированной системой управления для скоростного (за один проход) выполнения всех технологических операций по устройству дорожной одежды. Классификацию и основные направления в области конструирования дорожно-строительных машин см. в статье Строительные машины.