Экскаватор
Экскава́тор (англ. excavator, от лат. excavo – выдалбливать, выкапывать), самоходная (на автомобильном, гусеничном, железнодорожному ходу) землеройная машина, предназначенная для разработки мягких горных пород (грунта) в массиве или скальных в раздробленном состоянии, а также для погрузки их в транспортные средства или укладки в отвал. Применяют для добычи полезных ископаемых при открытом способе разработки месторождений, при строительстве гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, рытье котлованов и др. Рабочим органом экскаватора служит ковш. Различают одно- и многоковшовые экскаваторы.
Одноковшовый экскаватор – машина цикличного действия, у которой основное рабочее оборудование – прямая лопата (ковш, укреплённый на рукояти, производит копание в направлении от экскаватора и вверх; обеспечивает разработку грунта выше уровня установки экскаватора), обратная лопата (ковш обращён к экскаватору и копает в его направлении), драглайн (рабочий орган экскаватора, имеющий гибкую канатную связь стрелы и ковша). Одноковшовые экскаваторы подразделяют на универсальные (главным образом для строительных и землеройных работ), карьерные, вскрышные, торфяные, подземные, плавучие (например, драга), шагающие и другие. В зависимости от технологической необходимости на одноковшовые экскаваторы устанавливают различное сменное оборудование – крановое, сваебойное, рыхлительное и др., при смене которого их применяют как подъёмные краны, погрузчики, рыхлители, копры, трамбовщики, струги и др.
Многоковшовый экскаватор – машина непрерывного действия, у которой ковши укреплены на замкнутой цепи (так называемый цепной экскаватор) или на колесе (роторный экскаватор); разрабатывает массив как выше, так и ниже уровня стояния. Наиболее эффективна на однотипных работах большого объёма, сосредоточенных в одном месте или на участках большой протяжённости (например, абзетцеры, используемые при выемке вскрышных пород в карьерах). Многоковшовые экскаваторы применяют также в качестве погрузочно-разгрузочных машин на складах сыпучих материалов, перевалочных базах и других.
Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 в. предложил схемы экскаваторов-драглайнов. Первая в России паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура (1810). Одноковшовый неполноповоротный экскаватор на рельсовом ходу запатентован У. С. Отисом (США, 1839); первые электрические экскаваторы появились в 1910 г., полноповоротные экскаваторы на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания – в 1912 г., с дизелем – в 1916 г., первые полноповоротные экскаваторы средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ – в 1920-е г.