Дорожная одежда (в дорожном строительстве)
Доро́жная оде́жда, укреплённая проезжая часть автомобильной дороги, представляющая собой конструкцию из различных материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и нагрузке от колёс автомобилей и уложенных послойно на поверхность подготовленного земляного полотна. В дорожной одежде различают ряд конструктивных слоёв. Верхний слой – покрытие – непосредственно воспринимает истирающие, ударные и сдвиговые нагрузки от колёс, а также воздействие природных факторов. Покрытие должно быть ровным и шероховатым, что необходимо для обеспечения высокоскоростного безопасного движения автомобилей. Несущей прочной частью дорожной одежды является слой основания, который предназначен для передачи и распределения давления на расположенные ниже дополнительные слои или на грунт земляного полотна. Дополнительные слои основания служат для отвода избыточной воды из верхних слоёв земляного полотна, осушения дорожной одежды и обеспечения морозоустойчивости конструкции.
В целях достижения необходимой прочности и долговечности дорожной одежды при проектировании (назначении типа покрытия, определении толщины каждого конструктивного слоя, выборе материалов для отдельных конструктивных слоёв) учитываются прогнозируемый состав и интенсивность движения автомобилей по дороге, гидрогеологического условия местности, необходимость обеспечения устойчивости покрытия к атмосферным воздействиям в течение всего периода между плановыми ремонтами.
Дорожная одежда по совокупности эксплуатационных характеристик и технико-экономических показателей дорожных покрытий разделяют на 4 группы: с покрытиями капитального типа (асфальтобетонными или цементобетонными); с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетонными, дёгтебетонными или из щебня, обработанного вяжущими материалами); с переходными покрытиями (из щебня прочных пород, из грунтов, обработанных вяжущими материалами, или из щебёночногравийных смесей); с низшими покрытиями (из щебёночно-гравийнопесчаных смесей или грунтов, улучшенных местными материалами).
Затраты на строительство дорожной одежды могут достигать 60 % общей стоимости строительства автомобильной дороги. Как правило, дорожную одежду устраивают на всей ширине проезжей части, но иногда (для сокращения стоимости) её выполняют в виде отдельных полос (колей).
Слоистый характер дорожная одежда приобрела уже во времена Древнего Рима. Толщина дорожной одежды, состоящей из нескольких слоёв, была около 1 м, поэтому римские дороги называли «лежащими стенами». В конце 18 в. наибольшее распространение получили дорожные одежды из пакеляжа – камней, устанавливаемых широкой стороной на грунтовое или песчаное основание и расклиниваемых щебнем. Следующий этап развития техники дорожного строительства – переход к дорожной одежде только из щебня, к т. н. щебёночному шоссе, которое обычно связывают с именем шотландского дорожника Дж. Мак-Адама (1756–1836). Начав с 1806 г. брать подряды на дорожное строительство, Мак-Адам разработал собственную систему постройки дорог из двух слоёв щебня. Эта дорожная одежда называется макадам или «белый щебень» (применяется и в наши дни). Во 2-й половине 19 в. появились покрытия на основе органических вяжущих материалов: песок или щебень обрабатывались дёгтем или битумом (с 1870 – в США, позднее – во Франции и др.). Начавшееся с начала 20 в. массовое производство автомобилей изменило условия работы дорожной одежды. Прежнее покрытие не могло выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 1920-х гг. началось строительство автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием.