Скрепер
Скре́пер (англ. scraper, от scrape – скрести), самоходная землеройно-транспортная машина для черпания (послойного срезания), транспортирования, отсыпки грунта (горной массы) и его разравнивания. Применяется в автодорожном и железнодорожном строительстве для возведения насыпей и разработки выемок, при строительстве гидротехнических сооружений, на вскрышных работах в карьерах и разрезах и др.
Рабочий орган скрепера – ковш, в передней части которого ножи, отверстие для набора и разгрузки грунта и заслонка; загружается под действием тягового усилия при движении машины вперёд. Выпускаются скреперы прицепные к трактору, полуприцепные на базе двухосных тракторов и тягачей, самоходные на базе одноосных тягачей. Скреперы классифицируют по способу: соединения с тягачом (прицепные и самоходные), загрузки ковша (загружаемые тяговым усилием трактора-тягача и толкача и с механизированной элеваторной загрузкой), разгрузки ковша [со свободной (самосвальной), полупринудительной и принудительной разгрузкой], управления рабочим органом (с канатным и гидравлическим управлением). Основные технико-эксплуатационные параметры скрепера: вместимость ковша (10–29 м3 и более), грузоподъёмность (25–45 т), мощность (155–410 кВт), ширина (2700–3820 мм) и глубина (350–400 мм) резания. Первые конструкции колёсных скреперов созданы в США в 1917 г., в СССР – в 1927 г. (с вместимостью ковша 1 м3), распространение на карьерах получили в 1940–1950-х гг. после появления конструкций с вместимостью ковша 6–15 м3.
Скрепером называют также рабочий орган (ковш), используемый как оборудование канатно-скреперных установок, применяемых для экскавационных, транспортных и других земляных работ на поверхности, под землёй и под водой. Привод ковша осуществляется лебёдкой через систему канатов и блоков.