Посадка самолёта
Поса́дка самолёта, этап полёта самолёта с высоты 15 м над уровнем торца взлётно-посадочной полосы до приземления и пробег по аэродрому до полной остановки. При определении потребной посадочной дистанции (расстояние от начала посадки до окончания пробега) небольших самолётов местных воздушных линий Международная организация гражданской авиации допускает считать посадку с высоты 9 м над уровнем взлётно-посадочной полосы.
Воздушный участок посадки является самым сложным и ответственным этапом полёта, поскольку возможности исправления ошибок лётчика или автоматических систем на посадке уменьшаются по мере уменьшения высоты, его продолжительность 6–10 с. Воздушный участок посадки включает несколько стадий: выравнивание, выдерживание, парашютирование, приземление.
Выравнивание обычно начинается на высоте 5–8 м и заканчивается переводом самолёта в режим выдерживания на высоте 0,5–1 м. В процессе выравнивания вертикальная скорость снижения по глиссаде плавно уменьшается практически до нуля.
Выдерживание применяется для дальнейшего уменьшения высоты полёта с постепенным уменьшением скорости и увеличением угла атаки до значений, при которых становится возможным приземление и устойчивый пробег самолёта.
Парашютирование – снижение с увеличивающейся вертикальной скоростью – начинается при уменьшении подъёмной силы в конце участка выдерживания. Так как высота парашютирования мала, в момент приземления вертикальная скорость незначительна.
В некоторых случаях для сокращения посадочной дистанции применяется посадка без выдерживания, а иногда и без полного выравнивания.
На самолётах с носовым колесом приземление осуществляется на основные колёса, на самолётах с хвостовым колесом, как правило, на все колёса (посадка на три точки). Приземление на колёса, расположенные впереди центра тяжести, может сопровождаться возникновением момента сил, увеличивающего угол атаки, а следовательно, и подъёмную силу. В этом случае наблюдается взмывание («козёл») – резкое удаление самолёта от взлётно-посадочной полосы. Причиной взмывания может явиться чрезмерное взятие лётчиком ручки управления на себя в конце выравнивания и на выдерживании. Взмывание самолёта при посадке явление нежелательное, поскольку оно увеличивает посадочную дистанцию и усложняет процесс выполнения посадки. В целях обеспечения надёжной посадки самолёта используются автоматизированные системы захода на посадку и посадки.