Эффективность органов управления летательного аппарата
Эффекти́вность о́рганов управле́ния лета́тельного аппара́та, способность органов управления создавать при своём отклонении управляющий момент относительно соответствующей оси координат.
Эффективность органов управления характеризуется приращениями коэффициентов моментов при полном отклонении органов управления от их нейтрального положения, которые обозначаются – соответственно максимальные приращения коэффициентов моментов тангажа, крена и рыскания. Часто эффективность органов управления характеризуют коэффициентами эффективности органов управления, равными частной производной коэффициента момента данного органа по углу его отклонения, и обозначают тремя величинами: – соответственно коэффициентами эффективности органов управления тангажом, креном и рысканием, где – углы отклонения руля высоты, элеронов и руля направления. Эффективность органов управления и коэффициенты эффективности органов управления являются одними из основных параметров, определяющих характеристики управляемости летательного аппарата. По их значениям можно судить, насколько эффективно влияют отклонения органов управления на параметры движения летательного аппарата.
Эффективность органов управления зависит от геометрических параметров органов управления, от параметров несущих поверхностей, на которых располагаются органы управления (крыло, стабилизатор, киль), от числа Маха полёта , упругой деформации конструкции и др. Так, при переходе через скорость звука эффективность руля высоты, элеронов, руля направления существенно уменьшается. Уменьшается также эффективность органов управления при увеличении скоростного напора из-за упругой деформации конструкции летательного аппарата при отклонении органа управления. При недостаточной жёсткости конструкции и большом скоростном напоре (критический скоростной напор реверса) может наступить полная потеря эффективности. Следует отметить, что при отклонении органов управления креном в общем случае, помимо момента крена, возникает и момент рыскания, а при отклонении органов путевого управления возникает момент крена.