Штурвальная колонка самолёта
Штурва́льная коло́нка самолёта, один из рычагов управления для отклонения рулей высоты и элеронов. Штурвальные колонки устанавливаются на тяжёлых самолётах.
В кабине экипажа обычно находятся две жёстко связанные между собой штурвальные колонки – перед командиром воздушного судна и вторым пилотом. Они крепятся шарнирно к полу кабины. Штурвальные колонки могут также размещаться за приборной доской и приводиться в действие при помощи штурвала, укреплённого на валу, который проходит через приборную доску. По принятым в мировой практике правилам при движении штурвальной колонки на себя нос самолёта должен подниматься, при повороте штурвала по часовой стрелке – самолёт должен крениться вправо.
Форма и размер штурвальной колонки зависят от компоновки кабины экипажа, приборной доски и наличия в системах управления гидроусилителей. На первых самолётах, например на «Русском витязе», устанавливались круглые штурвалы. В дальнейшем для обеспечения лучшего обзора приборов от штурвалов круглой формы отказались.
Впервые штурвальная колонка была установлена на самолёте «Гаккель-III». Штурвал был установлен на колонке горизонтально.