Самолётный стабилизатор
Самолётный стабилиза́тор (от лат. stabilis – устойчивый, постоянный), неподвижная или подвижная часть горизонтального оперения самолёта, располагаемая на хвостовой части фюзеляжа или на киле. Неподвижный стабилизатор предназначен для обеспечения продольной устойчивости. Подвижный (переставной) стабилизатор с изменяемым в полёте углом установки служит, кроме того, для обеспечения продольной управляемости. Подвижность стабилизатора осуществляется электрическими или гидромеханическими системами, связывающими стабилизатор с рычагом управления продольным движением (штурвалом или ручкой управления). Различают переставной стабилизатор целиком управляемый (используется на манёвренных сверхзвуковых самолётах для обеспечения как манёвра, так и балансировки), дискретно-переставляемый или триммируемый (на тяжёлых неманёвренных самолётах для обеспечения балансировки на взлётно-посадочных режимах), дифференциальный (на манёвренных сверхзвуковых самолётах цельноповоротный стабилизатор может использоваться для управления по крену).