Ручка управления самолётом
Ру́чка управле́ния самолётом, один из рычагов управления для отклонения рулей высоты и элеронов с целью создания и изменения сил и моментов, управляющих продольным и поперечным движением самолёта.
Устанавливается на спортивных, учебных и лёгких гражданских и военных летательных аппаратах, которые должны обладать повышенной чувствительностью управления. На тяжёлых летательных аппаратах используется штурвальная колонка. По принятым в мировой практике правилам при движении ручки управления на себя нос самолёта должен подниматься, при движении ручки вправо самолёт кренится вправо.
Основной элемент ручки управления – тонкостенная труба, к нижней части которой крепятся тяги проводки управления. На верхней части трубы устанавливается рукоятка, на которой могут находиться рычаг управления тормозами колёс и электрические переключатели для управления различными системами (например, управление стабилизатором, триммером, автопилотом, радиостанцией).
Впервые две ручки управления были установлены на самолёте братьев Уилбера и Орвилла Райт. Левая ручка управления отклоняла руль высоты. Правая ручка управления при движении влево-вправо управляла искривлением крыльев, а при движении вперёд-назад – рулём направления (педали управления отсутствовали). На самолёте «Моран-Сольнье G» была установлена ручка управления, которая заканчивалась небольшой «баранкой».
Впервые ручка и педали управления, на которых осуществлялся принцип: ручка на себя – нос вверх, ручка влево – крен влево, нога влево – поворот влево, сохранившийся до наших дней, были установлены на самолёте R.E.P. французского конструктора Р. Эно-Пельтри в 1910 г.
На самолёте «Демуазель», построенном А. Сантос-Дюмоном, ручка управления была подвешена в верхней части кабины. Такая схема подвески ручки управления встречалась и позже (преимущественно на самолётах с верхним расположением крыла), но большого распространения не получила из-за ухудшения обзора.
На некоторых летательных аппаратах, как правило, оборудованных электродистанционной системой управления (например, пассажирский самолёт Airbus Industrie А-320), управление продольным и поперечным движением осуществляется боковыми ручками управления (сайдстик, от англ. side-stick), расположенными на левом и правом бортах. Командир летательного аппарата ведёт управление левой рукой, второй пилот – правой.