Пилотирование летательного аппарата
Пилоти́рование лета́тельного аппара́та, целенаправленное выдерживание лётчиком углового положения и параметров траектории полёта летательного аппарата для обеспечения решения целевой задачи. В качестве целевой задачи пилотирования может задаваться приведение летательного аппарата в район аэродрома посадки, заход на посадку, дозаправка топливом в воздухе, полёт строем и др.
Пилотирование летательного аппарата может выполняться в ручном, полуавтоматическом либо автоматическом режимах, а также по командам с земли. Пилотирование осуществляется путём приведения текущих значений координат углового и траекторного движений летательного аппарата к их значениям, определяемым целевой задачей.
Информацию о параметрах углового движения летательного аппарата лётчик получает визуально или с помощью гироскопических датчиков и индикаторов углов и угловых скоростей, перегрузок, углов атаки и скольжения, а информацию о параметрах траекторного движения и местоположения летательного аппарата – с помощью приборов системы навигации.
Для осуществления пилотирования самолёта используются аэродинамические рули, воздушные щитки и тормоза, устройства для непосредственного управления подъёмной и боковой силой, тяга силовой установки и др. На самолётах вертикального взлёта и посадки и воздушно-космических летательных аппаратах дополнительно используются реактивные управляющие системы. На вертолётах в качестве основных средств создания управляющих сил и моментов служат несущий винт и рулевой винт.
Пилотирование осуществляется путём управления летательным аппаратом.