Датога
Дато́га (datoga; датуга, татога, татуру, барабайг, мангати), нилотский народ в Объединённой Республике Танзания (включая области Аруша, Сингида, Шиньянга, Танга, Табора, Морогоро, Мбея). Численность более 50 тыс. человек (2000, перепись). Наряду с хадза, сандаве и масаи обладают статусом коренного народа Танзании.
Язык – датога, принадлежит к нилотской ветви кир-аббайской семьи восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи языков и имеет общие черты с языками омотской языковой семьи, распространёнными в юго-западной Эфиопии и на востоке Южного Судана. Он также родственен южнонилотскому языку календжин в Кении. Многие датога молодого возраста говорят также на общенациональном языке Танзании суахили (тогда как среди лиц старшего возраста таких немного).
Относительно численности датога мнения существенно расходятся, поскольку при проведении переписи танзанийские власти не учитывают этническое происхождение. По разным источникам, численность датога на начало 21 в. варьирует в пределах от 50 тыс. до 135 тыс. человек (Blystad. 2000). Хотя фертильность женщин датога продолжает оставаться высокой (в среднем приходится по 7 рождённых детей на 1 женщину), уровень детской и подростковой смертности также очень высок (Бутовская. 2011).
Датога сформировались около 3 тыс. лет назад в районах нагорий юго-западной Эфиопии и (или) Востока Южного Судана. Около 300 лет назад их присутствие было зафиксировано в Северной Танзании в районе Серенгети и Нгоронгоро. Примерно в 1840-х гг. датога были вытеснены из Нгоронгоро более многочисленными масаи, в результате чего одна из датогских групп заселила территорию высокогорий Мбулу и пространства вокруг озера Эяси на территории современной Танзании. Часть датогских семей мигрировала на юг и обосновалась в районе Танги, а в последние десятилетия (2000–2020) под давлением соседних земледельческих народов, таких как ираку, мигрировала в регионы Морогоро, Додомы, Таборы и Мбеи.
Датога занимаются придомным скотоводством. Держат крупный (зебу) и мелкий (козы, овцы) рогатый скот, а также ослов в качестве тягловой силы. Скот даёт им всё, что нужно для жизни, – еду (молоко, мясо, кровь), одежду и постель (шкуры), строительный материал (навоз), средства для дезинфекции (мочу). Пастбища рассматриваются как общая собственность всех датога, за исключением небольших участков вокруг домохозяйства, считающихся собственностью конкретного подворья. В некоторых датогских подворьях разводят кур. Датога не используют мясо птицы в пищу, периодически дают яйца детям, так как считают их средством профилактики простуды. Кур продают или обменивают у соседей земледельцев на другие продукты (кукурузную муку, бобы, растительное масло) или гончарные изделия. В настоящее время часть датога, наряду со скотоводством, занимается земледелием и собирает мёд диких пчёл, а также лекарственные растения. Распространено мотыжное земледелие. Основные культуры – бобовые, тыква, кукуруза. Небольшая часть датогских хозяйств, расположенных вокруг озера Эяси, в 21 в. заняты выращиванием лука на продажу. Датога известны своим кузнечным ремеслом, выделкой кож и плетением. Кузнецы изготовляют медные, железные и бронзовые браслеты и шейные воротники, кольца, наконечники для стрел и копий, инструменты для клеймения животных, пинцеты для выщипывания волос, а также колокольчики для скота.
Датогское общество имеет клановую структуру. Количество кланов, по разным источникам, варьирует, однако основными являются 7 кланов (иногда называемых самими датога племенами): баджута, барабайг, гисамджанга, исимиджега, бурааджига, ротигенга, биянджиида. Каждый человек в датогском обществе принадлежит к одному из кланов. Среди кланов выделяют кланы медиумов (например, баджута), клан кузнецов (гидангодига) и кланы пастухов-воинов.
Для датога типична патриархальная расширенная семья и полигинные патрилокальные браки. Такая расширенная семья по многим характеристикам носит сходство с патронимией. В её главе стоит старший мужчина (гиргваджед), которому остальные члены семейства делегируют право распоряжения общим скотом и координацию его перемещения в зависимости от сезона. Домохозяйство может состоять из нескольких усадеб, расположенных по соседству или на значительном расстоянии друг от друга. Выбор брачных партнёров производится с учётом степени родства, как по отцовской, так и материнской линии, и контролируется старшими родственниками. Традиционно в брак могли вступать мужчины после 30 лет, что, возможно, было в прошлом связано с воинскими обязанностями молодых мужчин. Вместе с тем у датога нет чётко выраженного деления на возрастные группы и отсутствует институт мужчин-воинов, подобного моранам у масаи. Датога отличаются от других скотоводов Восточной Африки более независимым положением женщины. Датогские женщины могут владеть скотом и другим имуществом, продавать и обменивать это имущество по собственному усмотрению, получать скот в собственность в виде подарков и как плату за нанесённые оскорбления со стороны мужа.
В отличие от большинства этнических групп, населяющих Танзанию, датога продолжают оставаться приверженцами традиционных верований. Среди них практически нет христиан или мусульман. Около 6 % всех датога являются христианами, из них часть принадлежат к евангелической церкви.
Датога поклоняются божеству-создателю Асета, олицетворяющему солнце, и Шеда, сыну солнца, олицетворяющему луну. В датогском обществе выделяются медиумы и знахари. Ими могут быть как мужчины, так и женщины. Главные датогские медиумы происходят из клана баджута. Позиция главного медиума-спирита передаётся по наследству от отца (или деда) к сыну (или внуку), так что религиозный лидер у датога всегда мужчина. В компетенцию медиумов входят вызывание дождя, предсказание будущих событий, общение с умершими родственниками, врачевание. Медиумы наделены правом не только оказывать помощь, но и наказывать провинившихся, насылая болезни, падёж скота или даже смерть. Датога также поклоняются духам предков, верят в духов природы и занимаются «бытовым» колдовством. Значимая роль в ритуалах жизненного цикла и календарной обрядности отводится чёрному быку (или барану). Полоски из его шкуры (лохамаджег или лохмед) служат оберегами для людей, животных и строений. Мясо такого животного служит церемониальной трапезой. Непременной составляющей датогских церемоний является медовое пиво. Потребляют его только женатые мужчины, часть этого напитка также льют на могилы усопших.
Особую роль в жизни датога играют ритуалы жизненного цикла, связанные с рождением, имянаречением, возрастными инициациями, вступлением в брак и родами, похоронами и поминовением усопших. Особая роль отводится телесному маркированию этнической (прижигание точек на теле) и клановой принадлежности (шрамирование век у баджута), шрамированию лица вокруг глаз, выбиванию передних резцов в подростковом возрасте. В прошлом у датога практиковалось как мужское, так и женское обрезание как символический переход к периоду физической и социальной зрелости. В 21 в. практикуется только мужское обрезание, тогда как женское запрещено танзанийскими законами. Особое место датога отводят церемонии поминовения (бунгед), которую проводят только в отношении глав расширенной семьи, мужчин, имеющих сыновей и внуков, заслуживших уважение родных и соседей на протяжении жизни. Считается, что после её удачного осуществления, усопший становится защитником здравствующих родственников и знакомых и следит за их благополучием.