Дальтон-план
Да́льтон-план (англ. Dalton Plan), система обучения, основанная на идеях философа и педагога Дж. Дьюи, практически разработанная американским педагогом Е. Паркхерст. Основана на отказе от классно-урочной системы в пользу индивидуальных учебных планов, самостоятельных занятий, самоуправления и ранней социализации учащихся. Пик популярности Дальтон-плана пришёлся на 1920-е гг., затронув в том числе СССР, где система нашла широкое отражение в художественных произведениях. Дальтон-план сохраняет актуальность в 21 в., особенно в сфере онлайн-образования.
Система Дальтон-план получила название от города Далтон (штат Массачусетс, США), где Е. Паркхерст впервые на практике применила свою модель обучения. Теоретические основы проекта были описаны Э. Дьюи (дочерью Дж. Дьюи) в работе «Дальтоновский лабораторный план» («The Dalton Laboratory Plan», 1922; русский перевод 1923). Книга получила высокую оценку руководителей советского народного образования – Н. К. Крупской и А. В. Луначарского, после чего система стала широко внедряться в школах. Советские педагоги не только внедряли, но трансформировали и дополняли принципы Дальтон-плана в авторских методиках. В частности, он лёг в основу лабораторно-бригадного метода обучения, где был дополнен принципами коллективной работы в малой группе и коллективной ответственности учащихся. Его элементы использовались также в авторских разработках С. Т. Шацкого по организации «опытных станций народного образования» – комбинированных учреждений, объединяющих дошкольное обучение, младший, средний и начальный трудовой (профессиональный) уровни подготовки.
Дальтон-план предполагал полный отказ от классно-урочной системы как ограничивающей индивидуальность учащихся и опору на интерес, мотивацию и индивидуальный подход к формированию учебной нагрузки. В его основу были положены три принципа: свобода, самостоятельность (ответственность) и сотрудничество.
Свобода значила, что учащийся самостоятельно выбирает интересующие его предметы, темп их освоения и партнёров по учебной работе.
Самостоятельность означала, что учащийся лично искал способы получить необходимые знания, методы достижения целей и отвечал за выполнение учебных зданий.
Сотрудничество предполагало, что учащийся может обратиться за помощью, работать в паре или группе по собственному выбору.
Большая роль в проекте отводилась социализации: место занятий называлось «домом», в котором учащиеся должны были проводить значительное время и общаться друг с другом в ходе выполнения заданий (в переводной литературе по Дальтон-плану для обозначения «заданий» используют также термин «подряд»). Задания представляли собой творческие проекты, на которые учащимся отводилось определённое время – от нескольких дней до учебного семестра, в зависимости от сложности. Работать над ними можно было как индивидуально, так и коллективно, а процесс фиксировался на персональных карточках, в которых делалась отметка о выполнении задания. Планом предусматривались лаборатории – специализированные помещения с необходимыми пособиями и оборудованием. Учащиеся могли свободно перемещаться между ними в ходе работы. Педагогу в такой образовательной модели отводилась роль организатора учебного процесса, консультанта (наставника) и контролёра, но важнейшей его задачей была адаптация методического плана к индивидуальным особенностям каждого ученика через персональные задания.
Бесспорными преимуществами Дальтон-плана была мотивация к учёбе, формирование личной ответственности, навыков самостоятельно получать знания и распоряжаться своим временем. Учащиеся осваивали материал с индивидуальной скоростью, что исключало деление классов на «отстающих» и «отличников», «технарей» и «гуманитариев». Им следовало больше времени проводить в «доме», т. е. в учебном заведении, и участвовать во внеклассных, творческих активностях, а благодаря сочетанию индивидуальных и групповых занятий они получали эффективные навыки социального взаимодействия.
Дальтон-план имел ряд слабых мест. В частности, его эффективность прямо зависела от подготовки педагогического персонала к индивидуальной работе с учащимися, наставничеству вместо беспрекословного авторитета учителя, от готовности и навыка работать с гибким методическим планом. Важна была и материальная составляющая – наличие оборудования для предметных лабораторий, достаточное число пособий, учебников, вспомогательных материалов для индивидуальных занятий.
Система изначально формировалась в школе для подростков-инвалидов, быстро распространилась в школах выравнивания, показала свою эффективность в разновозрастных группах учащихся и на занятиях со взрослыми. Хотя Дальтон-школы были организованы во многих странах и существуют до сих пор, для формировавшейся системы советского народного образования они имели особое значение в ситуации острого дефицита педагогов и необходимости в кратчайшие сроки обучать не только подростков школьного возраста, но и множество взрослых неграмотных людей в 1920-х гг.
Дальтон-план настолько широко внедрялся в образовательную практику, что это отразилось на советском культурном ландшафте. В 1927 г. была опубликована повесть «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва (М. Г. Розанова). В жанровом отношении книга тяготела к роману воспитания и литературе янг-эдалт (инициатическому роману). Герой повести не только обучается по новой системе при всех её преимуществах и недостатках для неподготовленных ребят из разных семей, но и активно участвует в школьном самоуправлении и ищет выходы из сложных житейских конфликтов. В частности, он вовлечён в борьбу за должность главы ученического комитета, ситуацию травли учащихся из-за их социального происхождения и религиозных взглядов, становится свидетелем драмы, связанной с беременностью одной из учениц и т. д. В дальнейшем Огнёв написал два романа-продолжения [«Исход Никпетожа» (1930) и «Три измерения» (1933)], составивших цикл о Косте Рябцеве, в котором герой переходит на новые ступени социальной лестницы с каждой новой пройденной сложной или конфликтной ситуацией. В частности, он становится лидером класса и председателем учкома, а затем вожатым и учителем, что сближает цикл с форматом современного янг-эдалт. Вместе с отказом от экспериментальных систем преподавания в СССР книги Огнёва оказались вытеснены на периферию читательского внимания, но интерес к ним неизменно возрождался в периоды педагогических экспериментов.
В 1960-х гг. в советских школах была внедрена т. н. кабинетная система – наследница лабораторий из Дальтон-плана, которая предусматривала, что учащиеся переходят из одного предметного класса в другой. В 1980-х гг. актуализировались вопросы школьного и студенческого самоуправления, принципы педагогики сотрудничества. Возродился и интерес к книгам о Косте Рябцеве со стороны как читателей, так и профессионалов (педагогов и методистов). По произведениям Огнёва режиссёр Г. И. Полока снял сериалы «Наше призвание» (1981) и «Я – вожатый Форпоста» (1986).
По системе, напоминающей Дальтон-план, обучался другой известный литературный герой – Санька Григорьев в романе В. А. Каверина «Два капитана» (1940). Маленький бродяжка-беспризорник Санька попадает в школу-коммуну благодаря творческим способностям к лепке, затем выбирает путь естествоиспытателя и становится новой советской элитой – полярным лётчиком. Санька социализирован: легко находит друзей, убедительно дискутирует со старшими и авторитетами, всегда добивается поставленных целей. Его соученики описаны состоявшимися, социально устроенными людьми, даже несмотря на настороженное отношение автора к такой учебной системе.
Влияние Дальтон-плана можно обнаружить в повести А. Н. Рыбакова «Выстрел» (1975). Описание школы, в которой учатся герои повести – Мишка, Генка и Слава, максимально приближено к собственному опыту писателя, окончившего МОПШ (Опытно-показательную школу имени П. Н. Лепешинского), где все предметы были объединены в трудовые комплексы, имелись предметные мастерские, особая система хранения личных вещей и учебников, а упор делался на самоорганизацию. Дискуссии учащихся от спора о допустимой для занятий одежды до участия в управлении ткацкой фабрикой, где проходит практика, проводились без учителей, а все решения школьники принимали и реализовывали самостоятельно. Хотя МОПШ была организована на основе авторской методики педагога и преподавателя П. Н. Лепешинского, идеи Дж. Дьюи и практика Дальтон-плана оказали существенное влияние на специфику этого образовательного учреждения. Рыбаков вспоминал: «Мы сами раздавали еду в столовой, мыли посуду, убирали классы и двор, чистили снег, сажали деревья, кололи дрова, работали в столярной, слесарной и переплётной мастерских, для получения "трудовых навыков" проходили производственную практику на заводах и фабриках. <…> [в школе] царил дух коллективизма, бескорыстия, нетерпимости к карьеризму и себялюбию» (Рыбаков. 1997. С. 45).
Очередной всплеск внимания к идеям Дж. Дьюи и системе Дальтон-плана в российской массовой культуре был спровоцирован романом Б. Акунина [Г. Ш. Чхартишвили (в 2024 признан в РФ иностранным агентом)] «Азазель» (1998) и описанными в нём «эстернатами» – учебными заведениями, основанными благотворительницей леди Эстер. Именно леди Эстер автор считает главной героиней книги, а в модели эстернатов легко опознаются принципы индивидуализации обучения и раскрытия талантов, использованные Дьюи в Дальтон-плане. Эстернаты представляют собой школы социальной успешности, только в отличие от своих прототипов или советских школ-коммун, они готовят не полезных членов общества, а манипуляторов и убийц, лично преданных леди Эстер, для которых социальный статус – лишь прикрытие. Даже после смерти основательницы выпускники эстернатов остаются членами опасной и эффективной тайной организации. В модели сообщества выпускников эстернатов – «азазелей» – Акунин доводит до гротеска принцип протекции, которым руководствуются выпускники привилегированных учебных заведений. В 2002 г. по роману «Азазель» был снят одноимённый минисериал режиссёра А. А. Адабашьяна. Успех проекта Акунина породил ряд подражаний, например ещё одна школа с конспирологической подоплёкой показана в сериале «Шерлок в России» (2020, режиссёр Н. Эген).
Несмотря на неоднозначность оценок этой системы, растущая популярность онлайн-образования стимулировала новый виток интереса к Дальтон-плану с его принципами самостоятельности и самоконтроля, гибкостью учебного графика и интерактивными элементами обучения.