Педагогика сотрудничества
Педаго́гика сотру́дничества, направление в советской и российской педагогике 2-й половины 20 – начала 21 вв.; система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди основателей педагогики сотрудничества: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др., имевшие большой практический опыт работы в школе (свыше 25 лет) и разработавшие оригинальные концепции обучения и воспитания. Основные положения педагогики сотрудничества: отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её достижении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся); свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения школьниками учебного материала); интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний); коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика); творческое самоуправление учащихся; личностный подход к воспитанию; сотрудничество учителей; сотрудничество с родителями. Инициаторы объединения педагогов-новаторов – главный редактор «Учительской газеты» В. Ф. Матвеев и публицист С. Л. Соловейчик. Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому она вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала развитие авторской школы.